Св.Феофан
Затворник. Из кн. "Толкование послания к Галатам св.Апостола Павла" -
М., 1996. Но
и аще мы, или
Ангел с небес благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет.
Якоже предрекохом, и ныне паки глаголю, аще кто вам благовестит паче, еже
приясте, анафема да будет (Гал.1,8-9). В этих
стихах выражает св. Павел главный предмет послания - неизменность Евангелия в
том смысле и духе, как он преподал его Галатам. Хоть в первой части он доказывает
свое Апостольское достоинство, т. - е., что он от Самого Господа научен
Евангелию и получил власть проповедать языкам; но цель и этого очевидно та,
чтобы внушить, что, как учение Евангельское, им проповедуемое, от Господа есть,
Божественно, то его изменять нельзя по человеческим соображениям. Когда Бог
говорит, тварь разумная должна благоговейно слушать и покорно принимать.
Своеличные постижения и соображения должны быть обращены лишь на то, чтобы
полнее и глубже усвоить заповедуемое. Положение
Апостола таково: никто и ничего не может изменить в преданном Евангелии. Кто
покусится на это, из земных или небесных, тому анафема. Это похоже на то, что в
Апокалипсисе говорится: аще кто приложит к сим, наложит Бог на него
язв... И аще кто отымет..., отымет Бог часть его от книги животныя (Апок.22,18). Что кикто
не может изменять Евангелия, это выражает св.Павел в словах: аще мы или
Ангел с небесе. Апостол берет самыя высшия лица - Апостолов и Ангелов: ибо
на земле в деле веры никого нет выше Апостолов, небо же наполняют Ангелы. Но
если и они, покусившись изменить Евангелие, не могут избежать кары небесной, то
кто может делать это безнаказанно? Под мы
ближайше разумеется сам Апостол Павел с спутниками своими; но, судя по силе
речи, можно полагать, что св. Павел этими словами обнял и себя и всех
Апостолов. Св.Иоанн Златоуст: "произнесши проклятие на благовестников и
Ангелов, сим обнял он всякое достоинство; а произнесши оное и на себя самого,
сим указал на всякое сродство и содружество. Не говори мне, говорит: сему учат
такие же Апостолы и друзья твои; я и самого не пощажу, ежели не буду
проповедывать. Впрочем он говорит сие не для осуждения других Апостолов, как бы
извращавших проповедь Евангельскую; нет! Ибо говорит: аще убо аз, аще ли
они , тако проповедуем (1Кор.15,11); но сим он хотел только показать, что
достоинство лиц не принимается в уважение, когда речь идет об истине." Словами:
паче, еже... означает Апостол не противное только, но и разное, несогласное
с духом Евангелия, вообще не то, что им предано от лица Божия. "Не сказал:
ежели противное будут благовествовать, или все превратят; но если и маловажное
что будут благовествовать несогласно с тем, что мы благовествовали, или хотя
несколько изменят что-либо в проповеди, анафема да будут" (св.Златоуст). В
какой силе говорит так св. Павел об Апостолах и Ангелах? Говорит так
предположительно. Мы веруем, что Апостолы благодатию Духа Святаго были
ограждены от уклонения от истины, и что Ангелы столь утверждены в истине и
добре, что для них ложь и грех стали нравственной невозможностию. Не по
природе своей они такими признаются, а по благодати Божией. По естеству один
Бог неизменен; но сие свойство сообщается и тем, кои глубже входят в общение с
Ним. Мысль Апостола та, что еслиб даже невозможное стало возможным, Евангелие
все должно пребывать и пребудет неизменно. Блаженный Феодорит говорит
относительно Ангелов: "об Ангелах упомянул (Апостол), нимало не
предполагая, чтобы кто-либо из св. Ангелов стал учить тому, что противно
Божественной проповеди (ибо знал, что сие невозможно), но отвергая сим всякое
человеческое нововведение". Блаженный
Иероним предпочитает ту же мысль, но приводит и другую. "Можно, говорит,
принять, что это сказано предположительно (иначе читают: иперболично), не
потому чтобы Апостолы и Ангелы могли иначе проповедывать, нежели как однажды
преподано; но еслиб и могло быть, чтобы Апостолы и Ангелы изменились, все от
того, что однажды принято, отступать не должно. Сам Апостол твердость своей
веры в другом месте выставляет несокрушимою, говоря: Известихся, яко ни
смерть, ни живот, ни Ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящая, ни
грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможет нас разлучити от
любве Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем (Рим.8,38.39). И еще:
истину глаголю о Христе, не лгу, послушествующей ми совести моей Духом
Святым (Рим.9,1). Это не суть слова человека, который мог бы кода- либо
отступить от веры и любви Христовой. Те же, которые не хотят принять, что это
сказано предположительно, но думают, что сказано в прямом смысле, т. - е. что и
Апостолы и Ангелы могут измениться на худшее, противопоставляют сему то, что и
сам Павел сознавал, что может пасть, если вознерадит, говоря: умерщвляю
тело мое и порабощаю, да не како, иным проповедуя, сам неключим буду (1Кор.9,27);
- Ангелы изменчивы, так как некоторые из них не сохранили своего начальства
(Иуд.6). Един Бог, по естеству неизменен, как пишется: Ты же тойжде еси (Псал.101,28),
и как он Сам о Себе говорит: Аз Господь Бог ваш и не изменюся (Малах.3,6)." Не удовольствовался
св. Павел однажды изречь это грозное определение, но повторяет его и в другой
раз, говоря: якоже предрекохом, и ныне паки глаголю. Требовали этого
важность предмета и желание глубже напечатлеть в сердцах Галатян это основное
начало веры. Ибо на нем стоит вера и Церковь. "Чтобы ты не подумал, пишет
св. Златоуст, предыдущие слова его, или во гневе, или преувеличенно сказаны,
или невольно как-нибудь вырвались; то он еще повторяет то же самое. Кто возбужденный
гневом что-нибудь скажет, тот скоро от того отказывается; а кто говорит в
другой раз тоже, сим показывает, что он подумавши то сказал, и прежде
поразсудив в уме своем, потом произнес сказанное." Блаженный Августин
дополняет: "это повторение сильно возбудить спасительное намерение твердо
держать веру, которая заповедуется с такою настойчивостью." Определять
с точностью, что разумел св. Павел под словом : предрекох, предыдущий ли
стих, или подобныя слова, сказанные им в бытность у Галатов, не важно. Св.
Златоуст, как видно, разумел предыдущий стих; блаженный Августин и Иероним
разумеют и то и другое. Последняя мысль много ослабляется тем, что тогда св.
Павел выразился бы как-нибудь подобно тому, как в послании к Солунянам: не
помните ли, яко еще живый у вас сия глаголах вам (2 Сол.2,5). Другия
отличия в речениях не делают никакого изменения в силе Апостольского
определения. Там, в 8 ст. говорится : мы или Ангел с небесе, а здесь: аще
кто. Выражаясь вообще (Иерон.), Апостол хочет сказать: кто бы ни был,
искажающий истину, суд над ним тот же. Там благовестит, - Ευαγγελιζηται,
- стал бы благовестить, а здесь - Ευαγγελιζεται
, - благовествует. Этим указывается на продолжающееся усилие лжеучителей
совращать. Там паче, еже благовестихом, а здесь: паче, еже приясте. Это одно
и то же; ибо от Апостола они не что другое приняли, как то, что он им
благовествовал. Однакож тут слышится и укор. Приняли; а теперь что? - И не
укор только, но и указание пути возвращения к истине. Слушающий благовестие
может убеждаться и не убеждаться, принять его, или не принять. Но принимающий
его, принимает конечно потому, что убеждается в истине его. Апостол намекает:
вы умом и сердцем приняли мое благовестие и успокоились в нем; возстановите сии
убеждения; и вы сами в себе обретете силу к отпору извращающим истину. Или так:
сами же и воодушевитесь, чтоб отгнать тех, извергнуть из вашего сообщества.
Словами: благовестихом, и приясте обнимается все, и догматы, и
правила жизни, и все устройство христианской Церкви. Суд Апостола падает на
извратителей учения не писанного только, но преимущественно устно преданного. Анафемою
поражает Апостол совратителей; но очевидно, что и совращенные коль скоро не
покаряются увещанию и не образумливаются, подлежат той же анафеме; ибо держась
лжеучения, они становятся едино с лжеучителями. Постановленное Апостолом
анафематствование: да будет анафема, служило и служит для Церкви
правилом и руководством, как поступать с благовествующими паче, или лучше с
зловещающими, и с теми, кои сами охотно последуют им. Смысл анафемы тот, что
подвергшийся ей извергается из Церкви, и становясь вне ея, не только лишается
благодати ея, но и подвергается всем безблагодатиям, кои вне ея. Он - Божий
отверженник, подгневный Ему. Этого довольно, чтобы внушить ужас к анафеме, и
вместе заставить всевозможно опасаться, как бы на подвергнуться ей. Этот ужас
больше всех других следовало бы носить ученым, которые, углубляясь в область
наук, нередко забывают, что на них лежит долг перед Богом и Господом Иисусом
Христом не вещать паче, еже благовествовано Апостолами, и что скорее следует им
заподозрить верность своих выводов, чем покуситься на утверждение чего-либо,
что отзывается вещанием паче благовестия Апостольскаго, небеснаго,
Божественнаго. Апостол положил только начало анафематствования. После Церковью
отмечены уже все воззрения, достойные этой кары. В настоящее время нечего ждать
акта церковнаго для поражения сим судом зловещателей. Они сами подставляют свою
голову под этот меч, как только изобретают противныя истине мнения и упорно
начинают стоять в них. |
||
Все
права защищены (с) "Слово отеческое", 2003 |