Слово отеческое >> Святые Отцы о том, как и где должен искать истину правосланый христианин.
 

Изречения святых Отцов.

 

Св.Ириней Лионский

"Не надо у других искать истины, которую легко заимствовать от Церкви. Ибо в нее, как в богатую сокровищницу, Апостолы в полноте положили все, что принадлежит истине, так что каждый желающий может принимать от нея питие жизни. Она есть дверь жизни". (Прот.ерес., кн.3, гл.4). - цит. по "Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви" (Св.Филарета Московского, М., 1911).

 

Св.Василий Великий

"Кто имеет перед очами суд Христов, и знает, как опасно отнять что от словес, преданных Духом, или приложить к ним что нибудь (Апок.22,18.19), тот не должен покушаться вводить новое от себя, а должен довольствоваться тем, что прежде возвещено святыми " (Из кн. "Опровержение на защитительную речь злочестиваго Евномия", кн.2).

 

Св.Кирилл Александрийский.

"Не прелагай предел вечных, яже положиша отцы твои (Притч. ХХII, 28). Ибо не сами они (св.Отцы) говорили, а сам Дух Бога и Отца (Мф.Х,20)". "И если теперь так много есть смущенных, то как нам не употребить все­го старания не только для исполнения обязанности - благоразумно прек­ратить соблазн, но и предложить здравое слово веры тем, которые ищут истины. Для этого самым правильным делом нашим будет то, если мы обра­тившись к словам святых отцов, постараемся принять их за главное ру­ководство и, испытывая, по словам Писания, самих себе, аще в вере есмы (2 Кор.13,5), наши собственные рассуждения будем, сколь можно, вернее соображать с их верными и непорочными мыслями." (Обе цитаты взяты из посланий Св.Кирилла Александрийского к Иоанну и к Несторию. Оба эти послания были единодушно одобрены отцами III и IV Вселенских Соборов. См. их тексты и свидетельства их принятия Вселенской Церковью в Деяни­ях III и IV Вселенских Соборов).

 

Преп.Иоанн Дамаскин:

"Смотрите, какая крепость и какая сила Божественная подается тем, ко­торые с верою и чистою совестью приступают к иконам Святым. Почему бу­дем стоять, братия на камне веры и предания Церкви, не преступая пре­делов, положенных святыми Отцами нашими, не попуская вводить новости и разорять здания святой Соборной и Апостольской Церкви Божией" - О свя­тых иконах. ( Из третьего слова).

 

Пятый Вселенский Собор.

" Мы (Святой Собор ), во всем следуем и святым отцам и учителям Церкви, Афанасию, Августину, Феофилу, Иоанну Константнопольскому, Ки­риллу, Льву, Проклу, и приемлем все, что они изложили о правой вере и об осуждении еретиков. Приемлем также и прочих св.Отцев, которые безу­коризненно до конца своей жизни проповедывали правую веру в св.Церкви Божией. Итак, поелику в св. кафолической и апостольской церкви Божией должно быть сохраняемо и проповедуемо это правое исповедание; то если кто либо удаляет себя самого от него, мудрствуя противное ему, такой человек, как удаляющий себя самого от правой веры и вступающий в обще­ние с еретиками, справедливо осуждается и анафематствуется святою Цер­ковью Божией". ( Деяния V-го Вселенского Собора , V, 58).

 

Седьмой Вселенский Собор.

"Храним не нововводно все, писанием, или без писания установленныя для нас церковныя предания, от них же едино есть иконнаго живописания изображение, яко повествованию евангельския проповеди согласующее, и служащее нам к уверению истиннаго, а не воображаемаго воплощения Бога Слова, и к подобной пользе. Яже бо едино другим указуются, несомненно едино другим уясняются. Сим тако сущым, аки царским путем шествующе, последующе богоглаголивому учению святых Отец наших и преданию Кафоли­ческия Церкве (вемы бо, яко Сия есть Духа Святаго в Ней живущаго), со всякой достоверностью и тщательным рассмотрением определяем... Ибо честь воздаваемая образу преходит к первообразному, и поклоняющийся иконе, поклоняется существу изображенного на ней. Тако бо утверждается учение святых Отец наших, сиесть Предание Кафолическия Церкве, от ко­нец до конец земли приявшия Евангелие" (Из текста Догмата трех сот шестидесяти седми святых Отец Седмаго Вселенскаго Собора, Никейска­го").

Св.Феофан Затворник.  Покорение  ума под иго веры - охрана Православия.

"Разум точно есть великий дар Божий, но, даруя его нам, Бог не пос­тавил его источником истины, а только приемником ее.... И глас был слышан с неба не раз: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих, того послушайте. Вот кого надо слушать, а не разума. - Разум есть способ­ность познавать истину; но сама истина не в нем, а должна быть препо­дана ему совне. Кем же как не Богом - источником бытия и истиннаго ве­дения? Она и преподана Им, пребывает на земле, - хранится и преподает­ся всем...  Бог научил Апостолов. - Апостолы научили веровавших и пре­дали им всю правду Божию. Принявшие от Апостолов истину передали ее преемникам такою, какою приняли . - Итак, узнай, как исповедует что св.Церковь, и будь уверен, что так исповедать заповедано Богом, и при встрече новых для тебя мыслей не о том заботься, как выходит это по твоим соображениям, а о том, так ли содержит это св.Церковь. -Бог не поставил разум источником истины, - не дал ему в руки и пробы истины. - Она вне его, в св. Церкви".

Из кн. "О Православии с предостережениями от погрешений против него", М., 1902 ( гл. 9).

 

 


Все права защищены (с) "Слово отеческое", 2003
Hosted by uCoz