Изречения
святых Отцов. Св.Ириней Лионский"Не надо у других искать истины, которую легко заимствовать от Церкви. Ибо в нее, как в богатую сокровищницу, Апостолы в полноте положили все, что принадлежит истине, так что каждый желающий может принимать от нея питие жизни. Она есть дверь жизни". (Прот.ерес., кн.3, гл.4). - цит. по "Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви" (Св.Филарета Московского, М., 1911). Св.Василий Великий "Кто имеет перед очами
суд Христов, и знает, как опасно отнять что от словес, преданных Духом, или
приложить к ним что нибудь (Апок.22,18.19), тот не должен покушаться вводить
новое от себя, а должен довольствоваться тем, что прежде возвещено святыми
" (Из кн. "Опровержение на защитительную речь злочестиваго
Евномия", кн.2). Св.Кирилл Александрийский. "Не прелагай предел вечных, яже положиша
отцы твои (Притч. ХХII, 28). Ибо не сами они (св.Отцы) говорили, а сам Дух
Бога и Отца (Мф.Х,20)". "И если теперь так много есть смущенных, то
как нам не употребить всего старания не только для исполнения обязанности -
благоразумно прекратить соблазн, но и предложить здравое слово веры тем,
которые ищут истины. Для этого самым правильным делом нашим будет то, если мы
обратившись к словам святых отцов, постараемся принять их за главное руководство
и, испытывая, по словам Писания,
самих себе, аще в вере есмы (2
Кор.13,5), наши собственные рассуждения будем, сколь можно, вернее соображать с
их верными и непорочными мыслями." (Обе цитаты взяты из посланий Св.Кирилла
Александрийского к Иоанну и к Несторию. Оба эти послания были единодушно
одобрены отцами III и IV
Вселенских Соборов. См. их тексты и свидетельства их принятия Вселенской
Церковью в Деяниях III и IV Вселенских Соборов). Преп.Иоанн Дамаскин: "Смотрите,
какая крепость и какая сила Божественная подается тем, которые с верою и
чистою совестью приступают к иконам Святым. Почему будем стоять, братия на
камне веры и предания Церкви, не преступая пределов, положенных святыми Отцами
нашими, не попуская вводить новости и разорять здания святой Соборной и
Апостольской Церкви Божией" - О святых иконах. ( Из третьего слова). Пятый Вселенский Собор. "
Мы (Святой Собор ), во всем следуем и святым отцам и учителям Церкви, Афанасию,
Августину, Феофилу, Иоанну Константнопольскому, Кириллу, Льву, Проклу, и
приемлем все, что они изложили о правой вере и об осуждении еретиков. Приемлем
также и прочих св.Отцев, которые безукоризненно до конца своей жизни
проповедывали правую веру в св.Церкви Божией. Итак, поелику в св. кафолической
и апостольской церкви Божией должно быть сохраняемо и проповедуемо это правое
исповедание; то если кто либо удаляет себя самого от него, мудрствуя противное
ему, такой человек, как удаляющий себя самого от правой веры и вступающий в
общение с еретиками, справедливо осуждается и анафематствуется святою Церковью
Божией". ( Деяния V-го Вселенского Собора , V, 58). Седьмой Вселенский Собор. "Храним не нововводно все, писанием, или без писания установленныя для нас церковныя предания, от них же едино есть иконнаго живописания изображение, яко повествованию евангельския проповеди согласующее, и служащее нам к уверению истиннаго, а не воображаемаго воплощения Бога Слова, и к подобной пользе. Яже бо едино другим указуются, несомненно едино другим уясняются. Сим тако сущым, аки царским путем шествующе, последующе богоглаголивому учению святых Отец наших и преданию Кафолическия Церкве (вемы бо, яко Сия есть Духа Святаго в Ней живущаго), со всякой достоверностью и тщательным рассмотрением определяем... Ибо честь воздаваемая образу преходит к первообразному, и поклоняющийся иконе, поклоняется существу изображенного на ней. Тако бо утверждается учение святых Отец наших, сиесть Предание Кафолическия Церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие" (Из текста Догмата трех сот шестидесяти седми святых Отец Седмаго Вселенскаго Собора, Никейскаго"). Св.Феофан Затворник.
Покорение ума под иго веры -
охрана Православия. "Разум точно
есть великий дар Божий, но, даруя его нам, Бог не поставил его источником
истины, а только приемником ее.... И глас был слышан с неба не раз: Сей есть
Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих, того послушайте. Вот кого надо
слушать, а не разума. - Разум есть способность познавать истину; но сама
истина не в нем, а должна быть преподана ему совне. Кем же как не Богом -
источником бытия и истиннаго ведения? Она и преподана Им, пребывает на земле,
- хранится и преподается всем... Бог
научил Апостолов. - Апостолы научили веровавших и предали им всю правду Божию.
Принявшие от Апостолов истину передали ее преемникам такою, какою приняли . -
Итак, узнай, как исповедует что св.Церковь, и будь уверен, что так исповедать
заповедано Богом, и при встрече новых для тебя мыслей не о том заботься, как
выходит это по твоим соображениям, а о том, так ли содержит это св.Церковь.
-Бог не поставил разум источником истины, - не дал ему в руки и пробы истины. -
Она вне его, в св. Церкви". Из
кн. "О Православии с предостережениями от погрешений против него",
М., 1902 ( гл. 9). |
||
Все
права защищены (с) "Слово отеческое", 2003 |