Что отличает Православие от западного христианства? Беседа со старшеклассниками. Н.Колчуринский У не ведущих существа дела иногда может возникнуть впечатление о том, что верования православных христиан и западных христиан (католиков и протестантов) мало чем на самом деле отличаются друг от друга. В самом деле, все утверждают, что верят во Иисуса Христа, Сына Божия, Спасителя мира, истинного Мессию, распятого за грехи человечества, и поэтому все называют себя христианами. Все утверждают, что верят в Троицу - т.е. в то, что Отец, Сын и Св. Дух - не есть три Бога, но единый Бог. Все признают, что человек без истинной христианской веры спастись - т.е. попасть в жизнь вечную, не может. Все утверждают, что без добрых дел это также не возможно. Все утверждают, что Библия - священная книга, содержащая слова самого Бога и т.д. В чем же разница?Утверждают часто, (и это действительно иногда сильно бросается в глаза), что различия касаются обрядовой стороны жизни разных конфессий. Например, у католиков играет орган- у нас нет, у католиков другой календарь и другие святые, у католиков -сидят в церкви, у нас нет, и т.п., а у протестантов вообще все с обрядами упрощено, у баптистов, например, вообще нет богослужения ( в нашем понимании) как такового... Как это ни парадоксально, но главные различия коренятся не в области обрядов. Можно привести два примера, которые могут показаться парадоксальными. В середине ХХ века в Париже было несколько приходов, в которых богослужение на вид совершалось почти также как и во всех других католических храмах, и не сведущий человек, может быть, и вообще не обнаружил бы там никаких различий от того, что происходит обычно во время традиционного католического богослужения. Но эти храмы принадлежали православным и приходы эти были православными. Другой пример - униаты Украины, в храмах которых почти все происходит вроде бы по-православному, и неискушенный, зайдя в такой храм, весьма вероятно даже и не сообразит, что он попал в неправославный храм. Однако храмы и приходы униатов по сути являются католическими. Основные различия между западными христианами и православными - не во внешних обрядовых формах, которые, кстати и у православных тоже бывают весьма различными - например, Божественная Литургия в Иерусалимской Православной церкви совершается не на 5 просфорах, как в Русской Православной Церкви, а на одной. Самые главные и коренные различия между Православием и западным христианством заключаются в разном понимании христианского вероучения. Каковы же важнейшие из этих различий? Для ответа на этот вопрос, надо сначала разобраться, что представляется собою Христианское вероучение и каково его происхождение. Спасительно учение веры исходит от самого Иисуса Христа ( 1 - "Введение"), было передано Христом своим ученикам - Апостолам, а ими было передано Церкви - обществу христиан, являвшихся их учениками. В последствие учение веры (Христово и Апостольское) сохранялось и передавалось далее в Церкви - посредством двух способов : Священного Писания и Священного предания (1 -"Введение"). С апостольских времен в Церкви сохраняется этот двойной способ распространения, познания и получения истин Христовой веры.Что такое Св.Писание - это Библия. Ее все христиане (и мы, и западные - т.е. и католики и протестанты) считают носительницей богооткровенного вероучения. Священное предание представляет собою способ передачи аналогичный эстафете. 1. Первоначально Священное предание передавалось исключительно изустно. Об этих двух способах передачи вероучения так говорит Священное Писание. У Св.Апостола Павла так читаем: темже убо братие, стойте и держите предания, имже научистеся или словом или посланием нашым (2 Сол.2,15) (см. аналогичные мысли и в других его посланиях, например - 1 Кор.11,2 , 1Тим.6,20, 2Тим.3,15-16 и др.). И строго предупреждал он своих учеников удаляться от всякаго брата, поступающего безчинно, а не по преданию (1Сол.3,6). Отказ от следования преданию, не следование ему , в силу вышесказанных слов Св.Апостола Павла, является очевидным грехом, поскольку эти слова Апостола Павла - слова, входящие в состав Св.Писания, сказаны Духом Святым.Естественно, что при передаче информации по принципу эстафеты могут происходить ее утери и накапливаться "шумы" - то есть может появляться то, чего первоначально не было. ("Марь Иванна сказала, что если паука убить, то сорок грехов простится"). Ситуация, аналогичная ситуации игры в испорченный телефон - здесь вполне реальна. Для того, чтобы избежать подобных ситуаций и сохранить в неприкосновенности святыню вероучения - при восприятии истин Священного предания существует один очень важный способ фильтрации и отбора нерелевантных сообщений. Он превосходно описан в первой главе Послания к Галатам Св.Апостола Павла: "Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. ... Кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема 2" (Гал.1,8-9). Этот же способ находим и в Священном предании3.Таким образом, если мы встречаемся с ситуацией, при которой мы имеем дело с двумя противоречащими друг другу сообщениями, и при этом для обоих, как нам представляется, выполняются обязательные условия того, что мы имеем дело именно со Священным преданием 1., то мы выбираем из двух сообщений наиболее раннее и признаем его за истину Священного предания. Этот способ конечно может показать и не самым лучшим с мирской точки зрения, но он является богоустановленным. При этом необходимо помнить то, что все, что происходит в мире, (и все процессы передачи истин вероучения в том числе ), происходит только в соответствии с волей Вседержителя. Таков способ познания истин вероучения православным человеком -через Священное предание. Почему мы так верим? - Универсальный ответ на все такие вопросы- потому что так передано через Священное предание.4..Святая Библия - также хранится в Церкви и передается из поколения в поколение. И при ее передаче (в частности при переводе на другие языки) также важен (и всеми христианами это признается) принцип соответствия копий оригинальным источникам, или по крайней мере источникам, максимально приближенным по времени и происхождению к оригинальным текстам. Священное предание -передававшееся изначально исключительно устно, впоследствии фиксировалось письменно. Среди письменных способов фиксации Священного предания, представляющихся наиболее важными в контексте нашего разговора о восточном и западном христианстве, отметим следующие: 1. Вселенские соборы - то есть собрания пастырей церковных (епископов) по возможности со всей Вселенской Церкви. В "Пространном христианском катихизисе" дается такое определение Вселенского Собора: "Собрание пастырей и учителей Христианской Кафолической Церкви, по возможности, со всей вселенной, для утверждения истиннаго учения и благочиния между Христианами" Обычай собирать Вселенские Соборы восходит ко временам Апостолов, "которые держали Собор в Иерусалиме. См. Деян.15" (1 - "О Символе веры вообще..."), по поводу некоторых недоумений, возникших тогда между христианами. В своих решениях, относящихся к вопросам вероучения, Вселенские соборы излагали только то, что было уже предано в Церкви, то есть то, что восходит к учению самого Иисуса Христа, Сына Божия. Так и должно было иметь место (de jure), согласно св.Писанию и Священному преданию5. Так было и de facto - Вселенские соборы никогда не произносили чего - либо паче преданного относительно истин вероучения. 2. Согласные суждения святых Отцов (consensus patrum) - т.е. прославленных Церковью угодников Божиих, по какому-либо вопросу вероучения являются выражением Священного предания, представляют собою истины, которые получены были Церковью от Апостолов, а Апостолами от самого Христа. Так есть de jure (в силу слов Св.Писания и Священного предания)6., так было и есть de facto.- Не описано, ни одного случая противоречия согласных суждений святых Отцов "уже преданному". 3. Слово правящего архиерея (епископа) в том случае, если оно касается вопросов веры, и не сообщает чего-либо паче преданного, тем более противоречащего тому, что предано, считается выражением Священного предания. По крайней мере, во всех ситуациях, когда мы не можем точно сказать о таком благовествовании: "паче преданного", мы должны подчиняться суждениям архиерея.7. А вот если это несоответствие налицо - то ни в коем случае не принимать такого несооветствующего суждения за истину - поскольку даже... если Ангел с неба... - то да будет анафема (отвергнуто) (см. подробнее 1, "О пятой заповеди"). (Этот принцип извращен у католиков - см. далее текст). Исходя из Св.Писания и вышеупомянутых источников, в которых мы можем почерпнуть сведения о Священном предании посмотрим на то, чему пытается нас учить Римо-католическая Церковь. Центральным утверждением догматического характера Римо-католической Церкви, отличающим ее от Православия, является учение о примате римского первосвященника. Т.е. учение о том, что Римский папа является главой Вселенской Церкви, и обладает правом полноты власти над Ней. И по этому вся Церковь (включая Православную, которую католики признают за раскол именно в силу ее неподчинения папе) - должна находится в его власти. Это суждение католики пытаются обосновывать на основе Св.Писания , приводя в качестве подтверждения следующий текст Евангелия: Пришед же Иисус в страны Кесарии Филипповы, вопрошаше ученики Своя, глаголя: кого мя глаголют человецы быти, Сына Человеческаго? Они же реша: ови убо Иоанна Крестителя, инии же Илию, друзии же Иеремию, или единаго от пророк. Глагола им Иисус: вы же кого Мя глаголете быти? Отвещав же Симон Петр, рече: Ты еси Христос, Сын Бога Живаго. И отвещав Иисус рече ему: Блажен еси Симоне вар Иона, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец Мой, Иже на небесех. И Аз же тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою и врата адова не одолеют ей; и дам ти ключи Царства Небесного: и еже свяжеши на земли, будет связано на небесех, и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на небесех.(Мф.16,13-19). Поскольку, как считают католики, здесь явно говорится о том, что Апостол Петр должен быть главным среди Апостолов, а Римский епископ есть наследник и приемник власти Апостола Петра, то, утверждают они, в силу этого Римский первосвященник и есть законная глава Вселенской Церкви. Посмотрим, в действительности ли Апостол Петр был главой Церкви в том смысле, в котором это утверждают римо-католики. В Деяниях святых Апостолов находим два любопытных примера. В одном рассказывается о том, как Апостол Петр был посылаем другими Апостолами с поручением (Деян.8,14), в другом говорится о том, что он отчитывался в своих действиях перед другими Апостолами (Деян.11,1-3). Возможно ли представить себе в настоящее время, чтобы римский понтифик отчитывался перед кем-либо в своих действиях? возможно ли, что бы он был посылаем кем-нибудь с поручениями ? Конечно же нет. Даже Апостол Петр не обладал такими правами первенства, которыми обладают ныне римские папы, как это ясно видно из Св.Писания. А что нам говорит Священное предание о вышеприведенном фрагменте св.Евангелия, которое так любят цитировать католики в подтверждение своих идей о примате римского папы? "Петр один отвечает: Ты - Христос, и ему говорится: "Тебе дам ключи Царствия Небеснаго", как будто бы он один получил власть вязать и разрешать. Тогда как и те слова один сказал от имени всех, и сие обетование он получил со всеми, как бы олицетворяя собою единство. Итак, один выступает за всех, ибо единство находится во всех." - так истолковывается этот фрагмент бл. Августином (цит. по 9, стр.27). Аналогичные суждения находим и у других св.Отцов, живших в те времена, которые предшествовали разделению Церквей на Восточную и Западную.8 Поэтому традиционное католическое толкование упомянутого места из Евангелия - не более как нововведение, противоречащее святоотеческому преданию неразделенной Церкви. А если нам благовествуют паче преданного - как мы хорошо уже знаем, - да будет анафема. Из всего приведенного делаем вывод о том, что ни Св. Писание, ни Священное предание не позволяют нам принять догмат о примате Римского первосвященника, поскольку это учение есть ничто иное, как нововведение в учение веры Христовой, “паче преданного”. Дальше - больше. В Х1Х веке католиками был принят и еще один догмат о Римском первосвященнике - непогрешимость его "екс кафедра". Таким образом, как считают они - римский папа, произнося что-либо официально, непогрешим и лжи изрекать не может. Если папа непогрешим в таких ситуациях- то всегда прав. А на сколько он всегда прав, это общеизвестный факт. На основе лжедогмата о непогрешимости римского первосвященника, католиками признавались не раз за истину самые нелепые и противоречащие Священному преданию лжедогматы. В частности, одним из центральных догматических расхождений, разделявших католиков и православных всегда был католический лжедогмат о филиокве - исхождении Св. Духа от Отца и от Сына, который был введен ими в текст Символа веры. Соответствует ли это утверждение Священному преданию неразделенной Церкви? На третьем Вселенском Соборе было принято решение - подвергать анафеме всех, кто будет вводить какие-либо нововведения в текст Символа веры.(см. подробнее 1,"Об осьмом члене"). Один дотошный исследователь собрал около 1000 (!) высказываний св.Отцов древней Церкви, еще не разделенной на Восточную и Западную, в которых ясно говорится о том, что Дух Святой исходит только от Отца.9. Как относится тогда к филиокве? - анафема, поскольку проповедуется паче преданного. (Заметим, что лжедогмат о филиокве принимается не только римо-католиками, но и большинством протестантских сообществ.) Согласно мнению католиков, папа непогрешим тогда, когда вещает экс кафедра. (Какова эта непогрешимость общеизвестно: это и суды инквизиции с их испанскими сапогами и аутодаффе - все по благословению пап, и благословения папы на занятия каббалой и орден иезуитов с его логикой "цель оправдывает средства" - то же существующий с папского благословения и при непосредственном ему подчинении... ). И посему, как считают католики - спасение заключается в полном и безоговорочном послушании римскому наместнику Бога на земле. Мы же твердо знаем о том, что даже если ангел с неба...и поэтому должны всегда сообразовывать наше поведение и мышление с тем, что предано. И в истории Церкви было множество примеров проповеди паче преданного и епископами, и патриархами и тем более римскими папами. И вовсе не безоговорочное послушание непогрешимому иерарху, а послушание заповедям Евангелия Христова есть абсолютно необходимое условие спасения человека- об этом совершенно ясно говорят нам, как Св. Писание, так и Священное предание. Господь на вопрос о том, как получить жизнь вечную, отвечал :"Соблюди заповеди"(Мф.19,17). Короток и ясен этот ответ. Без соблюдения Христовых заповедей спасение не возможно. Об этом находим у св.Отцов, признаваемых еще неразделенной Церковью, - так говорит об этом consensus patrum неразделенной Церкви. "Всякое действие и всякое слово Спасителя нашего Иисуса Христа - есть правило благочестия и добродетели" - Св. Василий Великий (цит. по 10, стр.76)."Человека же, который слушает слова Христовы и не творит их, Спаситель справедливо назвал безрассудным. Ибо кто может быть безрассуднее того, кто строит дом на песке, подъемлет труд, но плода и спокойствия не получает, а вместо этого несет наказание?...Поэтому и [апостол] Павел намекает на то же самое, говорит: "сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление" (Гал.6,8)".- Св.Иоанн Златоуст ( цит. по 10- стр.81). И во всех случаях, когда любая власть предлагает христианину нарушение заповедей Господних, он должен отказаться и ответить так, как отвечали Св. Апостолы перед беззаконным синедрионом: "аще праведно есть пред Богом вас послушати паче, нежели Бога, судите. И должно претерпеть за веру и закон Божий все, что бы ни последовало. См.Деян.4,19." (см. 1-"О пятой заповеди") и "Повиноватися подобает Богови паче, нежели человеком" (Деян.5,29). "Великое любомудрие в словах их (Апостолов), и такое , что отсюда обнаруживается и вражда тех (членов синедриона) против Бога (Св.Иоанн Златоуст)". Естественно, что альтернативная этому божественному учению концепция "безоговорочного послушания" "непогрешимому" римскому понтифику - есть ничто иное, как нечто паче преданного. И реакция наша на такие концепции может быть только одна - анафема. ______________ Как хорошо известно из истории, одним из самых главных оппонентов папизма на Западе, с именем которого неразрывно связана вся история Реформации - был М. Лютер. Существующие в настоящее время разнообразные протестантские сообщества в значительной степени повторяют его идеологию. Критикуя Рим за практику индульгенций и прочие отклонения от Божественного Закона, Лютер, отвергая многие ложные идеи католицизма, отверг в том числе и один и самых главных принципов христианства - верность Священному преданию. Так было сформулирована им его гносеологическая позиция: "Если только меня не убедят в заблуждении на основании Писания или доводами разума...я не могу и не желаю от чего-либо отказаться." (Письмо к Карлу V) ( цит. по 9, стр.123). Заметим, что при такой установке, неизбежно осуществляется та ситуация, при которой человек, следующий ей, оказывается неизбежно не выполняющим первую половину предписания о следовании Священному преданию и Св. Писанию, заповеданного нам Апостолом Павлом (2Сол.2,15)- (см. цитату выше), и неизбежно оказывается поступающим безчинно, а не по преданию, от каковых тот же Апостол заповедал удаляться (1Сол.3,6). 10На практике все это привело к тому, что протестанты отказались от большинства Таинств , от почитания св.икон и от многого другого, что не имеет прямого описания в книгах Библии - что сохраняется и по сей день. Если разум и Библия - единственное достаточное основание для любого суждения, то в силу того, что в Библейских текстах достаточно много мест, который при свободной интерпретации возможно истолковать весьма по-разному 11 - то это идеальная почва для несогласий, спорных мнений и т.п. Что в свою очередь - является "благоприятной" почвой для разделений и расколов, что и произошло в истории с протестантскими Церквами - в 80-ые годы ХХ столетия в мире насчитывалось несколько сот разнообразных протестантских Церквей и сект, не сообщающихся друг с другом, имеющих разную идеологию и т.п. (Баптиста и пятидесятника, например, посадить за один стол переговоров практически не возможно).Критикуя римо-католиков за беззакония, Лютер выдвинул свое учение о спасении - принцип пронунциации, согласно которому для спасения человеку достаточно лишь веры во Христа. Суть его он выразил следующим образом: "Благодаря вере во Христа не считается за грех и недостаток все то, что в наших делах есть греховного и нечистого" ("Шмалькальденские члены" - цит по 9, стр.132). На первый взгляд это учение может показаться соответствующим некоторым евангельским текстам, в самом деле, в Евангелии от Иоанна читаем: Всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек (Иоан.11,26). Однако, если обратиться к Священному преданию, представленному в святоотеческом наследии, сразу можно убедиться в том, что никакие пронунциации, ничто не избавляет человека от вечной смерти, в том случае, если его жизнь заканчивается в состоянии греха. Так учат на Св.Отцы Древней Церкви. "Конец жизни во грехе смерть , - смерть духовная, за которой неминуемо следует и смерть вечная по смерти телесной"(Экумений) (цит. по 11 - толк. на Рим.6,23) . Та же мысль и у других Св.Отцов12.Очевидно, что теория пронунциации Лютера (которой продолжают придерживаться до сих пор множество протестантов), является ничем иным, как нововведением, ничем иным, что предлагается нам паче преданного, и по сему должно быть отвергнуто (анафема ).Если конец жизни во грехе - неизбежно приводить к вечной смерти, то каким же образом это совместить с теми высказываниями в Евангелии, где ясно говорится о том, что одной веры во Христа достаточно для спасения? Согласно с толкованиями св.Отцов, в этих местах Писания имеется в виду т.н. живая вера, являющаяся особым даром Св.Духа и обладающая такими свойствами, в силу которых имеющий ее получает все необходимое для спасения и в частности очищение от греха. Так писал о ней Св.Тихон Задонский: "В вере все существо христианского блаженства состоит, яко кто живую истинную веру имеет, тот имеет Божие благословение, правду Христову, святость, избавление, свободу духовную, вечный живот и блаженство" (14 -пар.283). Подробнее о живой вере во Христа и ее плодах см. в его книге "Об истинном христианстве".Ошибкой протестантов нередко является то, что они признают за спасительную веру во Христа нередко те состояния, которые ею не являются. Очевидно, в частности, что такой верой не является простое принятие за истину содержания вероучения, при котором человек, как показывает опыт, может продолжать пребывать в состоянии греха, в том числе и произвольного. Очевидно также и то, что такой верой не может быть вера, признающая богохульно за Христом те свойства, которыми Он не обладает, равно как и отрицающая некоторые Его свойства, что неизбежно при отрицании Священного предания, поскольку Священное предание в значительной степени содержит истины Христовой веры.Идеология пронунциации приводит протестанство к ложно-эйфорическому восприятию жизни. Знаменитый американский "кип смайл" - не более как результат того, что огромное число американцев - выходцы из протестанстской среды. Заметим, что если человек верит в пронунциацию, то это при последовательном рассуждении развязывает ему руки, ничуть не меньше, чем папские благословения... Как здесь не вспомнить мысль Ф.М.Достоевского: "Доведите выши идеи до конца, и получится, что людей резать можно" ?(15).(Материалом для составления текста данной беседы послужили преимущественно книги Св.Феофана ( 2) и Св.Филарета (1)).
Примечания. 1. "Под именем Священнаго предания разумеется то, когда истинно верующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому , и предки потомкам, учение веры, закон Божий, таинства и священные обряды" (1- "Введение"). Обратим внимание на то, что Священное предание построено не просто по принципу: "Марь Иванна сказала, что...". Чтобы ее слова были действительно частью Священного предания - для этого необходимо, чтобы были выполнены вышеуказанные требования к ее духовному статусу. Подробнее об этом - см. Н.Колчуринский "О вере, о надежде и любви " на настоящем сайте.2. Слово "анафема" означает: "да будет отвергнуто", что всегда и совершает всякий разумный человек, когда встречается с ложью.3. Этот принцип оставался незыблемым на протяжении всей истории Древней Церкви. Желающий убедиться в этом может найти множество подтверждений этому при чтении Деяний Вселенских Соборов.У бл.Феофилакта на приведенное место из Послания к Галатам находим такое толкование: " Но аще мы, или ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет. Дабы кто-нибудь не сказал, что он по честолюбию восхваляет свое собственное учение, то он и самого себя анафематствует. И так как они прибегали к авторитету и ссылались на Петра и Иакова, поэтому упомянул и об ангелах. Прибавил же слово - "с небесе", потому что и священники назывались ангелами. Итак, чтобы ты не подумал, что говорит о священниках, он, указанием на небо, обозначил вышние силы. И не сказал: если противное будет проповедывать, но - если нечто малое будет возвещать вам сверх того, что мы вам возвестили. Итак, подвергая анафеме ангелов и себя, он отвергает всякий авторитет и содружество (в деле веры). Не говори мне, что твои соапостолы проповедуют другое; я самого себя не пощажу, если не буду благовествовать. И говорит он это не в уничижение апостолов, а желая заградить уста обольстителям и показать, что не признает авторитета, когда заходит речь о догматах.Якоже предрекох, и ныне паки глаголю, аще кто вам благовестит паче, еже приясте, анафема да будет. Чтобы не подумали, что сказал он это во гневе и увлечении, снова повторяет тоже, показывая, что так высказался не необдуманно, а твердо и непоколебимо решив это в самом себе" ( 3). Аналогичные мысли можно найти у преп. Ефрема Сирина, Св.Феофана Затворника (2, проп.1) , Св. прав. Иоанна Кронштадтского и др. Св.Отцов.4. Так писал бл. Феофилакт Болгарский: "Мы должны признавать достоверным церковное предание. Есть предание, больше и не ищи ничего" (3- толк. на 2 Сол.15). Аналогичная мысль - у Св.Иоанна Златоустого: "Предание есть - ничего более не ищи" (Беседы на 2 Посл. к Тимофею).5. В Деяниях Св.Апостолов читаем о том, что Апостолы, изрекая свои суждения на своем Соборе, говорили о своих решениях - "угодно Св. Духу и нам" (Деян.15,28).Помимо указанного места из Св.Писания, свидетельства о непогрешимости решений Вселенских соборов находим у многих древних Св.Отцов (см.4, стр.177).Так, например преп.Иоанн Дамаскин писал о том, что "Церковь Вселенская вообще вверена была (Господом) Епископам" (цит. по 5, член.10), что и определяет непогрешимость их собраний со всего мира.6. О том, что согласное суждения Св.Отцов есть достаточное основание истины, так свидетельствуют Вселенские Соборы: "Не прелагай предел вечных, яже положиша отцы твои (Притч. ХХII, 28). Ибо не сами они (св.Отцы) говорили, а сам Дух Бога и Отца (Мф.Х,20)". "И если теперь так много есть смущенных, то как нам не употребить всего старания не только для исполнения обязанности - благоразумно прекратить соблазн, но и предложить здравое слово веры тем, которые ищут истины. Для этого самым правильным делом нашим будет то, если мы обратившись к словам святых отцов, постараемся принять их за главное руководство и, испытывая, по словам Писания, самих себе, аще в вере есмы (2 Кор.13,5), наши собственные рассуждения будем, сколь можно, вернее соображать с их верными и непорочными мыслями." (Обе цитаты взяты из посланий Св.Кирилла Александрийского к Иоанну и к Несторию. Оба эти послания были единодушно одобрены отцами III и 1V Вселенских Соборов. См. Деяния Вселенских Соборов).Св. Василий Великий писал о том, что в его время этот принцип был общеизвестным и даже древние еретики -ариане соглашались с этим принципом (6 - кн.1). Несогласия с ним начинают заявлять более поздние еретики, в частности особенно настойчиво - евтихиане. 7. Евр.13,17. Апостольское правило 39. О власти епископской так читаем мы в творениях св.Отцов. "Епископ представляет собою Лице Христа и есть наместник Божий" (Св.Амвросий Медиоланский). "Мы наместники апостолов, правящие Церковью тою же властию "(Св.Киприан) (цит. по 4, пар.172).8. Совершенно аналогичных мнений придерживался например, и блаженный Иероним (см.9- стр.25). Заметим, что оба: и бл. Августин и бл. Иероним - являются признанными угодниками Божиими, как Католической Церковью, так и Православной, при чем католики почитают бл. Августина преимущественно перед другими св.Отцами.9. Адам Зерникав. О том, что монархия (т.е. то, что в Троице существует только один источник и начало) - неотъемлемое свойство Пресвятой Троицы писали многие святые Отцы. Св.Марк Ефесский в своих трактатах "Исповедание правой веры" и "Сумма изречений о Св. Духе" (опубл. в кн. А. Погодина - см.8 ) специально собрал множество святоотеческие высказываний, ясно свидетельствующих эту истину. Мы же ограничимся приведением лишь некоторых из них, предлагаемых Св. Марком: "Единый же источник (т.е. единственная Вина) преестественнаго Божества - Отец, и этим различается от Сына и Духа"- св. Дионисий Ареопагит. "Единый нерожденный и единый источник Божества - Отец"- Св. Афанасий Великий. "Единый Виновник - Отец" - преп.Иоанн Дамаскин.Может быть, самый простой контраргумент против филиокве был изложен св. Фотием (7): если исхождение Св. Духа происходит от Отца и от Сына, то тогда исхождение от Отца оказывается несовершенным, в противном случае исхождения от Сына было бы уже ни к чему. Если же Св. Дух исходит от Отца и от Сына, то Отец в силу этого является несовершенным - т.е. не обладает свойством, которое неотъемлемо присуще Божеству... Помимо указанного аргумента против филиокве существует и множестово других - см. 7 и 8.10 Следование Священному преданию заповедано нам не только Св. Писанием, но и самим Священным преданием. Св. Василий Великий : "Из соблюденных в Церкви догматов и проповеданий, некоторые мы имеем от письменного наставления, а некоторые прияли от Апостольского предания, по преемству в тайне. Те и другие имеют одну и ту же силу для благочестия, и сему не станет противоречить никто, хотя мало сведущий в установлениях церковных. Ибо ежели отважимся отвергать неписанные обычаи, как будто не великую важность имеющие: то непременно повредим Евангелию в самом главном, или паче, от проповеди Апостольской оставим пустое имя....". Прав. 97, о Св. Духе, гл.27.(цит по 1- "Введение"). То же и у многих других Св.Отцов. См. также догмат 7-го Вселенского Собора.11 Св.Писание, согласно Св.Писанию же и Св.Преданию, не может истолковываться грешным человеческим разумом. Об этом говорит нам и само Св. Писание: Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым ( 2.Петр.1,20-21).Согласно священному преданию, издревле в Церкви принимались только те толкования Св.Писания, которые были осуществлены Св. Духом, обитавшим в святых Божиих угодниках (т.е. были сделаны Св.Отцами), или были осуществлены Вселенской Церковью (посредством решений Вселенских Соборов и т.п.). (См. 1 -"Введение").В связи с этим можно привести такое изречение Св. Василия Великого: "Кто имеет пред очами суд Христов, и знает, как опасно отнять что от словес, преданных Духом, или приложить к ним что нибудь (Апок.22,18.19.), тот не должен покушаться вводить новое от себя, а должен довольствоваться тем, что прежде возвещено святыми. Итак не крайнее ли безумие - отваживаться на то, что не принято ни в общем употреблении, ни в языке Писаний?" ( 6 - кн.1).12 Преп.Ефрем Сирин: "Никакая смерть так не страшна, как смерть нечестиваго грешника. Нечестие его возжигает неугасимый пламень, отчаяние и безнадежность. Избави нас, Господи, от такой смерти и помилуй по благости Твоей" ( цит. по 12- "Смерть души").Св.Кирилл Иерусалимский: "И когда говорится, не мертвии восхвалят Тя, Господи, то сим показывается, что время покаяния и отпущения грехов ограничивается только сею жизнию, в течение которой получившие оное восхвалят Тебя; а умершие во грехах после смерти своей уже не возмогут хвалить тебя подобно тем, которые получат благодеяние: они должны будут плакать: ибо хваление прилично благодарящим, а плач наказуемым. Посему праведные будут тогда хвалить Бога, а умершим во грехах не время уже будет славить Его"(13, поуч.18, н.15). ЛИТЕРАТУРА 1. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви, М., 1911. 2. Св. Феофан Затворник. О Православии с предостережениями от погрешений против него, М., 1902. 3. Бл.Феофилакт Болгарский. Толкования на послания св. Апостола Павла, М., 1993. 4. Православно-догматическое богословие Макария, архиепископа Харьковского, СПб., 1868. 5 Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере. В кн. "Догматические послания православных иерархов ХУШ-Х1Х веков о православной вере", ТСЛ, 1995. 6. Св.Василий Великий. Против Евномия. В кн. "Творения...", часть III, М., 1993. 7. Св.Фотий. Окружное послание. Альфа и омега, 1999, N3. 8. Св.Марк Эфесский. Силлогические главы против латинян (опубл. в кн. А.Погодин "Святой Марк Ефесский и Флорентийская Уния", М.,1994г.) 9. Оглицкий Д.П., свящ.Максим Козлов."Православие и западное христианство", МДА, М., 1999. 10. Настольная книга священнослужителя, т.6, М., 1988. 11. Св.Феофан Затворник. Толкование на Послание Св.Апостола Павла к Римлянам. М., 1890. 12. Настольная книга священнослужителя, т.7, М., 1994. 13. Св.Кирилл Иерусалимский, Огласительные поучения, У1, n.8,. М., 1991. 14. Св.Тихон Задонский. Об истинном христианстве. В кн. "Творения Тихона Задонского", т. 2-3, М., 1899. 15. Ф.М.Достоевский. "Преступление и наказание". Текст статьи был напечатан в сокращении в ж. ”Православная беседа”, ном.1, 2003г. |
||
Все
права защищены (с) "Слово отеческое", 2003 |