Из книги
"Пространный христианский катихизис Православныя кафолическия
Церкви" (Св.Филарета м. Московского) - М., 1911. О СВЯЩЕННОМ ПРЕДАНИИ И
СВЯЩЕНННОМ ПИСАНИИ. В. Каким образом Божественное откровение
распространяется между человеками и сохраняется в истинной Церкви? О. Двумя способами: посредством Священного предания и
Священного Писания. В. Что разумеется под именем Священнаго предания? О. Под именем Священнаго предания разумеется то, когда
истинно верующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому, и
предки потомкам, учение веры, закон Божий, таинства и священные обряды. В. Есть ли верное хранилище Священного предания? О. Все истинно верующие, соединенные священным
преданием веры, совокупно и преемственно, по устроению Божию, составляют из
себя Церковь, которая и есть верное хранилище Священнаго предания, или, по изречению
святаго Павла, Церковь Бога жива, столп и утверждение истины. 1
Тим.3,15. Святый Ириней пишет: не
должно у других искать истины, которую легко заимствовать от Церкви. Ибо в нее,
как бы в богатую сокровищницу, Апостолы в полноте положили все, что
принадлежит истине, так что каждый желающий может принимать от нея питие жизни.
Она есть дверь жизни. Прот.ерес.кн.3, гл.4. В. Что называется Священным Писанием? О. Книги, написанныя Духом Божиим, чрез освященных от
Бога людей, называемых Пророками и Апостолами. Обыкновенно сии книги называются
Библиею. В. Что значит слово: Библия? О. Слово: Библия есть греческое. Оно значит книги. Сим
названием выражается то, что Священыя книги преимущественно пред всеми прочими
достойны внимания. В. Что древнее: Священное предание или Священное
Писание? О. Древнейший и первоначальный способ распространения
откровения Божия есть Священное предание. От Адама до Моисея не было священных
книг. Сам Господь наш Иисус Христос Божественное учение Свое и установления
предал ученикам Своим словом и примером, а не книгою. Тем же способом вначале и
Апостолы распространяли веру и утверждали Церковь Христову. Необходимость
предания видна и из того, что книгами пользоваться может меньшая часть людей,
а преданием все. В.Для чего же дано Священное Писание? О. Для того, чтобы откровение Божие сохранилось более
точно и неизменно. В Священном Писании мы читаем слова Пророков и Апостолов
точно так, как бы мы с ними жили и их слышали, не смотря на то, что священныя
книги писаны за несколько веков и тысящелетий до нашего времени. В. Должно ли соблюдать Священное предание и тогда,
когда мы имеем Священное Писание? О. Должно соблюдать предание, с Божественным откровением
и Священным Писанием согласное, как учит сему само Священное Писание. Апостол
Павел пишет: темже убо братие, стойте и держите предания, имже научистеся
или словом или посланием нашым. 2 Сол.2,15. В. Для чего и ныне нужно предание? О. Для руководства к правильному разумению Священнаго
Писания, для правильнаго совершения таинств, и для соблюдения священных обрядов
в чистоте превоначальнаго их установления. Святый Василий Великий говорит о сем
следующее: из соблюденных в Церкви догматов и проповеданий, некоторые мы
имеем от письменного наставления, а некоторые прияли от Апостольского
предания, по преемству в тайне. Те и другие имеют одну и ту же силу для
благочестия, и сему не станет противоречить никто, хотя мало сведущий в
установлениях церковных. Ибо ежели отважимся отвергать неписанные обычаи, как
будто не великую важность имеющие: то непременно повредим Евангелию в самом
главном, или паче, от проповеди Апостольской оставим пустое имя. Например,
упомянем прежде всего о первом и самом общем: чтобы уповающие на имя Господа
нашего Иисуса Христа знаменались образом креста, кто учил писанием? К востоку
обращаться в молитве, какое писание нас научило? Слова призывания в преложении
хлеба Евхаристии и Чаши благословения, кто из Святых оставил нам письменно? Ибо
мы не довольствуемся только теми словами, которыя Апостол и
Евангелие упоминает, но и прежде их, и после произносим и другия, как имеющия
великую силу для таинства, приняв оныя от неписаннаго учения. По какому
также писанию благословляем и воду крещения, и елей помазания, еще же и самаго
крещаемаго? Не по умолченному ли тайному преданию? Что еще? Самому помазыванию
елеем какое написанное слово научило нас? Откуда и троекратное погружение
человека? и прочее относящееся ко крещению, отрицаться сатаны и ангелов его,
из какого взято писания? Не из сего ли необнародываемаго и неизрекаемаго
учения, которое Отцы наши сохранили в недоступном любопытству и выведыванию
молчании, быв основательно научены молчанием охранять святыню таинств? И какое
было бы приличие писанием оглашать учение о том, на что некрещенным и воззреть
не позволительно? Прав.97, о Св. Духе, гл.27. Из гл. "О СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ В ОСОБЕННОСТИ". В.Что должно наблюдать при чтении Священнаго Писания? О. Во первых, должно читать оное с благоговением,
как слово Божие, и с молитвою о уразумении онаго; во вторых, должно читать оное с чистым намерением, для нашего
наставления в вере и побуждения к добрым делам; в третьих, понимать оное должно согласно с изъяснением Православной
Церкви и Святых Отцов. В. Когда Церковь предлагает учение откровения Божия и
Священнаго Писания людям не знавшим онаго: какие она представляет им признаки
того, что это есть истинное слово Божие? О.Признаки сего суть следующие: 1).Высота сего
учения, свидетельствующая, что оно не могло быть изобретено разумом
человеческим. 2).Чистота сего
учения, показывающая, что оно произошло от чистейшего ума Божия. 3).Пророчества. 4).Чудеса. 5).Могущественное
действование сего учения на сердца человеческия, свойственное только Божией
силе. В. Каким образом пророчества бывают признаком
истиннаго откровения Божия? О. Сие можно изъяснить примером. Когда пророк Исаия
предсказал рождение Христа Спасителя от Девы, чего естественный разум
человеческий и помыслить не мог, и когда, чрез несколько сот лет после сего
пророчества, Господь наш Иисус Христос родился от Пресвятыя Девы Марии: тогда
нельзя невидеть, что пророчество было слово Бога всеведущаго, и что исполнение
пророчества есть дело Бога всемогущаго. Посему и святый Евангелист Матфей,
повествуя о Рождестве Христовом, приводит пророчество Исаии: Сие же все
бысть, да сбудется реченное от Господа Пророком, глаголющим: се Дева во чреве
приимет, и родит Сына, и нарекут имя ему Еммануил, еже есть сказаемо: с
нами Бог. Матф.1,22.23. В.Что такое чудеса? О. Дела,
которыя не могут быть сделаны ни силою, ни искусством человеческим, но
токмо Всемогущею силою Божиею. Например, воскресить мертваго. В. Каким образом чудеса служат признаком истиннаго слова Божия? О. Кто творит истинныя чудеса, тот действует силою
Божиею: следовательно, он угоден Богу, и причастен Духа Божия. А такому лицу
свойственно говорить только чистую истину. И потому когда он говорит именем
Божиим, тогда чрез него, без сомнения, глаголет слово Божие. Посему Сам Господь
наш Иисус Христос признает чудеса важным свидетельством Своего Божественнаго
посланничества: дела, яже даде Мне Отец, да совершу Я, та дела, яже Аз
творю, свидетельствуют о Мне, яко Отец мя порсла. Иоанн.5,36. В. Из чего особенно можно видеть могущественное действие
учения Христианскаго? О. Из того, что двенадцать апостолов, взятыя из людей бедных, неученых,
низкаго состояния, сим учением победили и покорили Христу сильных, мудрых,
богатых, царей и царства. |
||
Все
права защищены (с) "Слово отеческое", 2003 |