Святые Отцы о том, как и где должен искать истину правосланый христианин.
 

Из книги "Пространный христианский катихизис Православныя кафоли­ческия Церкви" (Св.Филарета м. Московского) - М., 1911.

 

О СВЯЩЕННОМ ПРЕДАНИИ И СВЯЩЕНННОМ ПИСАНИИ.

 

В. Каким образом Божественное откровение распространяется между человеками и сохраняется в истинной Церкви?

О. Двумя способами: посредством Священного предания и Священного Писания.

В. Что разумеется под именем Священнаго предания?

О. Под именем Священнаго предания разумеется то, когда истинно ве­рующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому, и предки потомкам, учение веры, закон Божий, таинства и священные обряды.

В. Есть ли верное хранилище Священного предания?

О. Все истинно верующие, соединенные священным преданием веры, со­вокупно и преемственно, по устроению Божию, составляют из себя Церк­овь, которая и есть верное хранилище Священнаго предания, или, по из­речению святаго Павла, Церковь Бога жива, столп и утверждение истины. 1 Тим.3,15.

Святый Ириней пишет: не должно у других искать истины, которую легко заимствовать от Церкви. Ибо в нее, как бы в богатую сокровищни­цу, Апостолы в полноте положили все, что принадлежит истине, так что каждый желающий может принимать от нея питие жизни. Она есть дверь жизни. Прот.ерес.кн.3, гл.4.

В. Что называется Священным Писанием?

О. Книги, написанныя Духом Божиим, чрез освященных от Бога людей, называемых Пророками и Апостолами. Обыкновенно сии книги называются Библиею.

В. Что значит слово: Библия?

О. Слово: Библия есть греческое. Оно значит книги. Сим названием выражается то, что Священыя книги преимущественно пред всеми прочими достойны внимания.

В. Что древнее: Священное предание или Священное Писание?

О. Древнейший и первоначальный способ распространения откровения Божия есть Священное предание. От Адама до Моисея не было священных книг. Сам Господь наш Иисус Христос Божественное учение Свое и уста­новления предал ученикам Своим словом и примером, а не книгою. Тем же способом вначале и Апостолы распространяли веру и утверждали Церковь Христову. Необходимость предания видна и из того, что книгами пользо­ваться может меньшая часть людей, а преданием все.

В.Для чего же дано Священное Писание?

О. Для того, чтобы откровение Божие сохранилось более точно и не­изменно. В Священном Писании мы читаем слова Пророков и Апостолов точ­но так, как бы мы с ними жили и их слышали, не смотря на то, что свя­щенныя книги писаны за несколько веков и тысящелетий до нашего времени.

В. Должно ли соблюдать Священное предание и тогда, когда мы имеем Священное Писание?

О. Должно соблюдать предание, с Божественным откровением и Священ­ным Писанием согласное, как учит сему само Священное Писание. Апостол Павел пишет: темже убо братие, стойте и держите предания, имже научис­теся или словом или посланием нашым. 2 Сол.2,15.

В. Для чего и ныне нужно предание?

О. Для руководства к правильному разумению Священнаго Писания, для правильнаго совершения таинств, и для соблюдения священных обрядов в чистоте превоначальнаго их установления.

Святый Василий Великий говорит о сем следующее: из соблюденных в Церкви догматов и проповеданий, некоторые мы имеем от письменного нас­тавления, а некоторые прияли от Апостольского предания, по преемству в тайне. Те и другие имеют одну и ту же силу для благочестия, и сему не станет противоречить никто, хотя мало сведущий в установлениях церков­ных. Ибо ежели отважимся отвергать неписанные обычаи, как будто не ве­ликую важность имеющие: то непременно повредим Евангелию в самом глав­ном, или паче, от проповеди Апостольской оставим пустое имя. Например, упомянем прежде всего о первом и самом общем: чтобы уповающие на имя Господа нашего Иисуса Христа знаменались образом креста, кто учил пи­санием? К востоку обращаться в молитве, какое писание нас научило? Слова призывания в преложении хлеба Евхаристии и Чаши благословения, кто из Святых оставил нам письменно? Ибо мы не довольствуемся только теми словами, которыя Апостол и Евангелие упоминает, но и прежде их, и после произносим и другия, как имеющия великую силу для таинства, приняв оныя от неписаннаго учения. По какому также писанию благослов­ляем и воду крещения, и елей помазания, еще же и самаго крещаемаго? Не по умолченному ли тайному преданию? Что еще? Самому помазыванию елеем какое написанное слово научило нас? Откуда и троекратное погружение человека? и прочее относящееся ко крещению, отрицаться сатаны и анге­лов его, из какого взято писания? Не из сего ли необнародываемаго и неизрекаемаго учения, которое Отцы наши сохранили в недоступном любо­пытству и выведыванию молчании, быв основательно научены молчанием ох­ранять святыню таинств? И какое было бы приличие писанием оглашать учение о том, на что некрещенным и воззреть не позволительно? Прав.97, о Св. Духе, гл.27.

Из гл. "О СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ В ОСОБЕННОСТИ".

В.Что должно наблюдать при чтении Священнаго Писания?

О. Во первых, должно читать оное с благоговением, как слово Божие, и с молитвою о уразумении онаго;

во вторых, должно читать оное с чистым намерением, для нашего наставления в вере и побуждения к добрым делам;

в третьих, понимать оное должно согласно с изъяснением Православ­ной Церкви и Святых Отцов.

В. Когда Церковь предлагает учение откровения Божия и Священнаго Писания людям не знавшим онаго: какие она представляет им признаки то­го, что это есть истинное слово Божие?

О.Признаки сего суть следующие:

1).Высота сего учения, свидетельствующая, что оно не могло быть изобретено разумом человеческим.

2).Чистота сего учения, показывающая, что оно произошло от чис­тейшего ума Божия.

3).Пророчества.

4).Чудеса.

5).Могущественное действование сего учения на сердца человечес­кия, свойственное только Божией силе.

В. Каким образом пророчества бывают признаком истиннаго откровения Божия?

О. Сие можно изъяснить примером. Когда пророк Исаия предсказал ро­ждение Христа Спасителя от Девы, чего естественный разум человеческий и помыслить не мог, и когда, чрез несколько сот лет после сего проро­чества, Господь наш Иисус Христос родился от Пресвятыя Девы Марии: тогда нельзя невидеть, что пророчество было слово Бога всеведущаго, и что исполнение пророчества есть дело Бога всемогущаго. Посему и святый Евангелист Матфей, повествуя о Рождестве Христовом, приводит пророчест­во Исаии: Сие же все бысть, да сбудется реченное от Господа Пророком, глаголющим: се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог. Матф.1,22.23.

В.Что такое чудеса?

О. Дела,  которыя не могут быть сделаны ни силою, ни искусством че­ловеческим, но токмо Всемогущею силою Божиею. Например, воскресить мертваго.

В. Каким образом чудеса служат признаком истиннаго слова Божия?

О. Кто творит истинныя чудеса, тот действует силою Божиею: следо­вательно, он угоден Богу, и причастен Духа Божия. А такому лицу свойс­твенно говорить только чистую истину. И потому когда он говорит именем Божиим, тогда чрез него, без сомнения, глаголет слово Божие.

Посему Сам Господь наш Иисус Христос признает чудеса важным сви­детельством Своего Божественнаго посланничества: дела, яже даде Мне Отец, да совершу Я, та дела, яже Аз творю, свидетельствуют о Мне, яко Отец мя порсла. Иоанн.5,36.

В. Из чего особенно можно видеть могущественное действие учения Христианскаго?

О. Из того, что двенадцать апостолов, взятыя из людей бедных, неу­ченых, низкаго состояния, сим учением победили и покорили Христу силь­ных, мудрых, богатых, царей и царства.

 


Все права защищены (с) "Слово отеческое", 2003
Hosted by uCoz