Святые Отцы о том, как и где должен искать истину правосланый христианин.
 

О ДЕВЯТОМ ЧЛЕНЕ СИМВОЛА ВЕРЫ.

 

В. Что есть Церковь?

Церковь есть от Бога установленное общество человеков, соединённых Православною верою, законом Божиим, священноначалием и Таинствами.

В. Что значит веровать в Церковь?

О. Значит благоговейно чтить истинную Церковь Христову и повиноваться ея учению и заповедям, по уверенности, что в ней пребывает, спасительно действует, учит и управляет благодать, изливаемая  от единой вечной главы ея, Господа Иисуса Христа.

В. Как может быть предметом веры Церковь, которая видима, когда вера, по Апостолу, есть обличение невидимых?

О. Во первых, хотя Церковь видима, но не видима усвоенная ей и освященным в ней благодать Божия, которая и есть собственно предмет верования в Церковь.

Во вторых, Церковь, будучи видима, поколику она есть на земле и к ней принадлежат все православные Христиане, живущие на земле, в то же время есть невидима, поколику она есть и на небеси,  и к ней принадлежат все, скончавшиеся в истинной вере и святости.

В. На чем утвердить можно понятие о Церкви, сущей на земле и купно небесной?

О. На следующих словах Апостола Павла к Христианам: приступисте к Сионстей горе, и ко граду Бога живаго, к Иерусалиму небесному, и тмам Ангелов, торжеству, и церкви первородных на небесех написанных, и Судии всех Богу, и к духом праведник  совершенных и к Ходатаю Завета Новаго Иисусу. Евр 12, 22-24.

В. Чем удостоверяемся мы о пребывании благодати Божией в истинной Церкви?

О. Во первых, тем, что глава ея есть Богочеловек Иисус Христос, исполненный благодати и истины, и тело Свое, то есть Церковь, исполняющий благодатию и истиною. См. Иоан. 1,14-17.

Во вторых, тем, что Он обещал ученикам Своим Духа Святаго, чтобы Он был с ними вечно, и что, по сему обещанию, Дух Святый поставляет пастырей Церкви. См. Иоан. 14,16.

 Апостол Павел о Иисусе Христе говорит, что Бог Отец Того даде главу выше всех Церкви, яже есть тело Его. Еф 1,22.23.

Тот же Апостол говорит к пастырям Церкви: внимайте убо  себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави Епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа Кровию Своею . Деян. 20,28.

В. Чем еще удостоверяемся, что благодать Божия пребывает в Церкви до ныне, и будет пребывать до скончания века?

О. В сем удостоверяют нас следующия изречения Самого Иисуса Христа и Его Апостола:

Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей. Матф. 16,18.

 Аз с вами есмь во вся дни до скончания века, аминь. Матф. 28,20.

Тому (Богу Отцу) слава в Церкви во Христе Иисусе во вся роды века  веков, аминь. Ефес. 3,21.

В. Почему Церковь есть едина?

О. Потому, что она есть одно духовное тело, имеет одну главу, Христа, и одушевляется одним Духом Божиим.

Едино тело, един Дух, якоже и звани бысте во едином уповании звания вашего; един Господь, едина вера, , едино  крещение , един Бог и Отец всех. Ефес. 4,4-6.

В. Чем точнее удостоверяемся, что Иисус Христос есть единая глава единыя Церкви?

О. Апостол Павел пишет, что для Церкви, как здания Божия, основания инаго никтоже может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос. 1 Кор. 3,11. Посему для Церкви, как тела Христова, не может быть иной главы, кроме  Иисуса Христа.

 Церковь, долженствующая пребыть во вся роды века, требует и главы всегда пребывающей; а таков есть един Иисус Христос.

Посему и  Апостолы называются не более, как  служителями Церкви. Колос. 1,24.25.

В. Единство Церкви какую  обязанность налагает на нас?

О. Блюсти единение духа в союзе мира. Ефес. 4,3.

В. Как согласить с единством Церкви то, что есть многия Церкви отдельныя и самостоятельныя, например: Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская, Российская?

О. Это суть частныя Церкви, или части единой Вселенской Церкви. Отдельность видимаго устройства их не препятствует им духовно быть великими членами единаго тела Церкви Вселенской, иметь единую главу Христа и единый дух веры и благодати. Единство сие выражается  видимо,  одинаковым исповеданием веры и общением в молитвах и Таинствах.

 

В. Существует ли также единство между пребывающей на земле и небесной Церковию?

О. Без сомнения существует, как по отношению их к единой главе, Господу нашему Иисусу Христу, так и по взаимному общению между тою и другою.

В. Какое средство общения Церкви сущей на земле с небесной?

О. Молитва веры и любви. Верные, приналежащие к Церкви, подвизающейся на земле, принося молитву Богу, призывают в то же время на помощь Святых, принадлежащих к Церкви  небесной; и сии, стоя на высших степенях приближения к Богу, своими посредствующими молитвами очищают, подкрепляют и приносят пред Бога молитвы верных, живущих на земле, и по воле Божией благодатно и благотворно действуют на них, или  невидимой силою, или чрез свои явления и некоторыя другия посредства..

В. На чем основано правило Церкви, сущей на земле, призывать в молитве Святых Церкви небесной?

О. На Священном предании, котораго начала видны и в Сваященном Писании. Например, когда пророк Давид взывает в молитве: Господи, Боже Авраама и Исаака и Израиля, отец наших, тогда он воспоминает Святых в подкрепление своей молитвы, точно так же, как и ныне Православная Церковь призывает Христа  истиннаго Бога нашего молитвами Пречистыя Его Матери и всех Святых. См.1 Парал. 29,18.

 Кирилл Иерусалимский, в изъяснении Божественной Литургии, говорит: поминаем и прежде почивших, во-первых, Патриархов, Пророков, Апостолов, Мучеников, чтобы их молитвами и предстательством принял Бог моление наше. Поуч. Тайновод. 5, гл. 9.

Василий Великий в слове на день Святых четыредесяти мучеников, говорит: скорбящий к четыредесятим прибегает, веселящийся притекает к тем же: один, да оброящет разрешение скорбей, другий, да соблюдутся у него благая. Здесь жена благочестивая о чадех молящихся зрится: отшедшаго мужа возвращения, недугующему здравия просит.  С мучениками да бывают прошения ваша.

В. Есть ли свидетельства Священнаго Писания о посредствующей молитве Святых на небесах?

О. Святый  Евангелист  Иоанн в откровении видел на небеси Ангела, которому даны быша фемиами мнози, да даст молитвам Святых всех на алтарь златій, сущий пред престолом: и изыде дым кадильный молитвами Святых от руки Ангела пред Бога. Апок.8,3.4.

В. Есть  ли свидетельство священнаго Писания о благотворных явлениях Святых с неба?

О. Святій Евангелист Матфей повествует, что после крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа многия телеса усопших Святых воссташа, и исшедше из гроб, по воскресении Его, внидоша во святый град, и явишася мнозем. Матф. 27,52.53. Поелику чудо, столь важное, не могло быть без важной цели: то должно полагать, что воскресшие Святые явились для того, чтобы возвестить о сошествии Иисуса Христа во ад и  победоносном воскресении Его, и сею проповедию споспешествовать родившимся в ветхозаветной Церкви перейти в открывавшуюся тогда новозаветную.

В. Какими свидетельствами утверждаемся в веровании тому, что Святые, по преставлении своем, чудодействуют чрез некоторыя посредства?

О. Четвертая книга Царств свидетельствует, что от прикосновения к костям пророка Елисея воскрес мёртвый. Гл. 13,21.

Апостол Павел не только сам непосредственно совершал исцеления и чудеса, но то же делали взятые от тела его главотяжи и убрусцы, в отсутствии его. Деян 19,12. По сему примеру понятно, что Святые и по кончине своей равномерно могут благотворно действовать чрез земныя посредства , получившия от них освящение.

Григорий Богослов в первом обличительном слове на Иулиана, говорит: не постыдился еси жертв, за Христа закланных, ниже убоялся еси великих подвижников: Иоанна онаго, Петра, Павла, Иакова, Стефана, Луки, Андрея, Феклы и прочих, прежде и после оных за истину пострадавших, иже и огню, и железу, и зверем, и мучителем, и настоящим бедствиям и возвещаемым, якоже  в чуждих телесех и бестелесии, усердно противустали. Чего ради? Да ниже словом  предадут благочестие. Имже и великия чести и торжества праведно учреждена суть. От нихже и демоны прогоняются, и недуги врачуются. Ихже явления  и ихже пророчества. Их едина телеса равномощна суть душам святым егда или осязаема, или рочитаема бывают. Ихже и капли  крове, сии малые признаки страдания, равная действуют телесем.

 Иоанн Дамаскин пишет: мощи Святых аки спасительные источники дарова нам Владыка Христос яже многообразная благодеяния источают. Как бы в изъяснение сего замечает он: яко посредством ума, и в телеса их вселися Бог. Богосл.  кн. 4, гл. 15, ст. 3. 4.

В. Почему Церковь есть святая?

О. Потому что освящена  Иисусом Христом чрез Его страдания, чрез Его учение, чрез Его молитву и чрез Таинства. Христос возлюби Церковь, и Себе предаде за ню, да освятит ю,, очистив банею водною в глаголе: да представит ю Себе славну Церковь, неимущу скверны  или порока, или ничто от таковых, но да будет свята и непорочна. Ефес. 5,25-27.

 В молитве к Богу Отцу о верующих, Иисус Христос сказал между прочим: святи их во истину Твою: слово Твое истина есть. И за них Аз свящу Себе, да и тии будут священи во истину. Иоан. 17,17-19.

В. Каким образом Церковь есть святая, когда в ней есть и согрешающие?

О. Согрешающие, но очищающие себя истинным покаянием, не препятствуют Церкви быть святою; а грешники нераскаянные, или видимым действием Церковной власти, или невидимым действием суда Божия, как мёртвые члены, отсекаются от тела Церкви, и таким образом она и с сей стороны сохраняется святою.

Извергните злаго от вас самех. 1Кор 5,13.

 Твердое убо основание Божие стоит, имущее печать сию: позна Господь сущия Своя, и да отступит от неправды всяк именуяй имя Господне. 2 Тим. 2,19.

В. Почему Церковь называется Соборною, или что то же, Кафолическою, или Вселенскою?

О. Потому что она не ограничивается никаким  местом, ни временем, ни народом, но заключает  в себе истинно верующих всех мест, времен и народов.

Апостол Павел говорит, что благовествование существует  во всем мире, и есть плодоносно и растимо. Кол. 1,5.6; и что в Церкви Христианской несть Еллин, ни Иудей, обрезание и необрезание, варвар и Скиф, раб и  свободь, но всяческая и во всех Христос. Колос. 3,11.      

Сущии от веры благословятся с верным Авраамом.  Гал. 3,9.

В. Какое важное преимущество имеет Кафолическая Церковь?

О. Ей собственно принадлежат высокия обетования, что врата ада не одолеют ей, что Господь пребудет с нею до скончания века, что в ней пребудет слава Божия о Христе Иисусе во вся роды века: что, следственно, она никогда не может ни отпасть от веры, ни погрешить в истине веры, или впасть в заблуждение.

Несомненно исповедуем, как твёрдую истину, что Кафолическая Церковь не может погрешать или заблуждаться, и изрекать ложь вместо истины; поскольку Дух Святый, всегда действующий через верно служащих Отцев и учителей Церкви, предохраняет её от всякаго заблуждения. Посл. Вост. Патр. о Правосл. вере, чл. 12.

В. Если Кафолическая Церковь заключает в себе всех истинно верующих в мире: то не должно ли признавать необходимо нужным для спасения, чтобы верующий к ней принадлежал?

О. Совершенно так. Поелику  Иисус Христос, по изречению Апостола Павла, есть Глава Церкви, и Той есть Спаситель тела: то, дабы иметь участие в Его спасении, необходимо нужно быть членом Его тела, то есть, Кафолической Церкви. Ефес. 5,23

Апостол Петр пишет, что крещение спасает нас по образу Ноева ковчега. Все, спасшиеся от всемирнаго потопа, спаслись единственно в ковчеге Ноевом: так все, обретающие вечное спасение, обретают оное в единой Кафолической церкви.

В. Какия мысли и воспоминания соединять должно с наименованием Церкви Ваосточной?

О. В раю, насажденном на востоке, создана была и первая Церковь безгрешных прародителей: и там же, по грехопадении, положено новое основание Церкви спасаемых, в обетовании о Спасителе. На востоке, в земле Иудейской, Господь наш Иисус Христос, совершив дело спасения нашего, положил начало Своей собственно Христианской Церкви. Оттуда распространилась она по всей вселенной; и до ныне Православная Кафолическая Вселенская вера, семью Вселенскими Соборами утверждённая, в первоначальной своей чистоте неизменно сохраняется в древних Церквах восточных, и в единомысленных с восточными, какова есть, благодатию Божиею,  и Всероссийская Церковь.

В. Почему Церковь называется Апостольскою?

О. Потому что она непрерывно и неизменно сохраняет от Апостолов и учение, и преемство даров Святаго Духа через священное рукоположение. В сем же разуме Церковь называется также Православною, или Правоверующею.

Несте станни и пришельцы, но сожители Святым и приснии Богу, наздани бывше на основании Апостол  и Пророк, сущу краеугольну Самому Иисусу Христу. Ефес. 2,19.20.

В. Чему научает Символ веры, когда называет Церковь Апостольскою?

О. Научает твёрдо держаться учения и преданий Апостольских,  и удаляться от такого учения и таких  учителей, которыя не утверждаются на учении Апостолов.

Апостол Павел говорит: темже убо, братие, стойте и держите предания, имже  научистеся или словом, или посланием нашим. 2 Сол. 2,15.

Еретика человека по первом и втором наказании отрицайся. Тит. 3,10.

 Суть бо мнози непокориви суесловцы и умом прельщени, наипаче же сущии от обрезания, ихже подобает уста  заграждати: иже вся домы развращают, учаще яже не подобает, сквернаго ради прибытка. Тит. 1.10.11.

Аще же и Церковь преслушает брат твой, то буди тебе якоже язычник и мытарь. Матф. 18,17.

 В. Какое существует в Церкви учреждение, в котором сохраняется преемство Апостольского служения?

О.   Церковная Иерархия, или священноначалие.

В. Откуда ведет своё начало Иерархия Христианской Православной Церкви?

 О. От Самого Иисуса Христа и от сошествия на Апостолов Святаго Духа, и с тех пор непрерывно продолжается через преемственное рукоположение в таинстве Священства.

 Той дал есть овы убо Апостолы, овы же Пророки, овы же благовестники, овы же Пастыри и учители, к совершению Святых, в дело служения , в созидание  тела Христова. Ефес. 4,11.12.

В. Какое священноначалие может простирать свое действие на всю Кафолическую Церковь?

О. Вселенский Собор.

В. Какому священнонноначалию подчинены главныя части Вселенской Церкви?

О. Православным Патриархам и Святейшему Синоду.

В. Какому священнонноначалию подчиняются меньшия православныя области и города?

О. Митрополитам, Архиепископам и Епископам.

В. Какую степень в Иерархии занимает Святейцший Синод?

О. Равную со Святейшими Православными Патриархами. См. грам. Св.Патр.о учрежд. Св.Синода.

В. Дабы  исполнить долг повиновения Церкви, откуда можно знать, чего она требует от своих сынов?

О. Сие можно знать из Священнаго Писания, из правил святых Апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и Святых Отец, и из Церковных уставов.

 

 

 


Все права защищены (с) "Слово отеческое", 2003
Hosted by uCoz