Святые Отцы о том, как и где должен искать истину правосланый христианин.
 

Св.Феофан Затворник. Из кн. "Толкование послания к Галатам св.Апостола Павла" - М., 1996.

Но и аще мы, или Ангел с небес благовестит вам паче, еже благо­вестихом вам, анафема да будет. Якоже предрекохом, и ныне паки глаго­лю, аще кто вам благовестит паче, еже приясте, анафема да будет (Гал.1,8-9).

В этих стихах выражает св. Павел главный предмет послания - неиз­менность Евангелия в том смысле и духе, как он преподал его Галатам. Хоть в первой части он доказывает свое Апостольское достоинство, т. - е., что он от Самого Господа научен Евангелию и получил власть про­поведать языкам; но цель и этого очевидно та, чтобы внушить, что, как учение Евангельское, им проповедуемое, от Господа есть, Божественно, то его изменять нельзя по человеческим соображениям. Когда Бог гово­рит, тварь разумная должна благоговейно слушать и покорно принимать. Своеличные постижения и соображения должны быть обращены лишь на то, чтобы полнее и глубже усвоить заповедуемое.

Положение Апостола таково: никто и ничего не может изменить в пре­данном Евангелии. Кто покусится на это, из земных или небесных, тому анафема. Это похоже на то, что в Апокалипсисе говорится: аще кто прило­жит к сим, наложит Бог на него язв... И аще кто отымет..., отымет Бог часть его от книги животныя (Апок.22,18).

Что кикто не может изменять Евангелия, это выражает св.Павел в словах: аще мы или Ангел с небесе. Апостол берет самыя высшия лица - Апостолов и Ангелов: ибо на земле в деле веры никого нет выше Апосто­лов, небо же наполняют Ангелы. Но если и они, покусившись изменить Евангелие, не могут избежать кары небесной, то кто может делать это безнаказанно?

Под мы ближайше разумеется сам Апостол Павел с спутниками своими; но, судя по силе речи, можно полагать, что св. Павел этими словами об­нял и себя и всех Апостолов. Св.Иоанн Златоуст: "произнесши проклятие на благовестников и Ангелов, сим обнял он всякое достоинство; а произ­несши оное и на себя самого, сим указал на всякое сродство и содру­жество. Не говори мне, говорит: сему учат такие же Апостолы и друзья твои; я и самого не пощажу, ежели не буду проповедывать. Впрочем он говорит сие не для осуждения других Апостолов, как бы извращавших про­поведь Евангельскую; нет! Ибо говорит: аще убо аз, аще ли они , тако проповедуем (1Кор.15,11); но сим он хотел только показать, что досто­инство лиц не принимается в уважение, когда речь идет об истине."

Словами: паче, еже... означает Апостол не противное только, но и разное, несогласное с духом Евангелия, вообще не то, что им предано от лица Божия. "Не сказал: ежели противное будут благовествовать, или все превратят; но если и маловажное что будут благовествовать несог­ласно с тем, что мы благовествовали, или хотя несколько изменят что-либо в проповеди, анафема да будут" (св.Златоуст).

В какой силе говорит так св. Павел об Апостолах и Ангелах? Говорит так предположительно. Мы веруем, что Апостолы благодатию Духа Святаго были ограждены от уклонения от истины, и что Ангелы столь утверждены в истине и добре, что для них ложь и грех стали нравственной невозмож­ностию. Не по природе своей они такими признаются, а по благодати Бо­жией. По естеству один Бог неизменен; но сие свойство сообщается и тем, кои глубже входят в общение с Ним. Мысль Апостола та, что еслиб даже невозможное стало возможным, Евангелие все должно пребывать и пребудет неизменно. Блаженный Феодорит говорит относительно Ангелов: "об Ангелах упомянул (Апостол), нимало не предполагая, чтобы кто-либо из св. Ангелов стал учить тому, что противно Божественной проповеди (ибо знал, что сие невозможно), но отвергая сим всякое человеческое нововведение".

Блаженный Иероним предпочитает ту же мысль, но приводит и другую. "Можно, говорит, принять, что это сказано предположительно (иначе чи­тают: иперболично), не потому чтобы Апостолы и Ангелы могли иначе про­поведывать, нежели как однажды преподано; но еслиб и могло быть, чтобы Апостолы и Ангелы изменились, все от того, что однажды принято, отсту­пать не должно. Сам Апостол твердость своей веры в другом месте выс­тавляет несокрушимою, говоря: Известихся, яко ни смерть, ни живот, ни Ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем (Рим.8,38.39). И еще: истину глаголю о Христе, не лгу, послушествующей ми совести моей Духом Святым (Рим.9,1). Это не суть слова человека, который мог бы кода- либо отсту­пить от веры и любви Христовой. Те же, которые не хотят принять, что это сказано предположительно, но думают, что сказано в прямом смысле, т. - е. что и Апостолы и Ангелы могут измениться на худшее, противопостав­ляют сему то, что и сам Павел сознавал, что может пасть, если вознера­дит, говоря: умерщвляю тело мое и порабощаю, да не како, иным пропове­дуя, сам неключим буду (1Кор.9,27); - Ангелы изменчивы, так как неко­торые из них не сохранили своего начальства (Иуд.6). Един Бог, по ес­теству неизменен, как пишется: Ты же тойжде еси (Псал.101,28), и как он Сам о Себе говорит: Аз Господь Бог ваш и не изменюся (Малах.3,6)."

Не удовольствовался св. Павел однажды изречь это грозное опреде­ление, но повторяет его и в другой раз, говоря: якоже предрекохом, и ныне паки глаголю. Требовали этого важность предмета и желание глубже напечатлеть в сердцах Галатян это основное начало веры. Ибо на нем стоит вера и Церковь. "Чтобы ты не подумал, пишет св. Златоуст, преды­дущие слова его, или во гневе, или преувеличенно сказаны, или неволь­но как-нибудь вырвались; то он еще повторяет то же самое. Кто возбуж­денный гневом что-нибудь скажет, тот скоро от того отказывается; а кто говорит в другой раз тоже, сим показывает, что он подумавши то сказал, и прежде поразсудив в уме своем, потом произнес сказанное." Блаженный Августин дополняет: "это повторение сильно возбудить спасительное на­мерение твердо держать веру, которая заповедуется с такою настойчи­востью."

Определять с точностью, что разумел св. Павел под словом : предрекох, предыдущий ли стих, или подобныя слова, сказанные им в быт­ность у Галатов, не важно. Св. Златоуст, как видно, разумел предыдущий стих; блаженный Августин и Иероним разумеют и то и другое. Последняя мысль много ослабляется тем, что тогда св. Павел выразился бы как-ни­будь подобно тому, как в послании к Солунянам: не помните ли, яко еще живый у вас сия глаголах вам (2 Сол.2,5).

Другия отличия в речениях не делают никакого изменения в силе Апостольского определения. Там, в 8 ст. говорится : мы или Ангел с небе­се, а здесь: аще кто. Выражаясь вообще (Иерон.), Апостол хочет сказать: кто бы ни был, искажающий истину, суд над ним тот же. Там благовестит, - Ευαγγελιζηται, - стал бы благовестить, а здесь - Ευαγγελιζεται , - благовествует. Этим указывается на продолжающееся усилие лжеучителей совращать. Там паче, еже благовестихом, а здесь: паче, еже приясте.

Это одно и то же; ибо от Апостола они не что другое приняли, как то, что он им благовествовал. Однакож тут слышится и укор. Приняли; а те­перь что? - И не укор только, но и указание пути возвращения к истине. Слушающий благовестие может убеждаться и не убеждаться, принять его, или не принять. Но принимающий его, принимает конечно потому, что убеждается в истине его. Апостол намекает: вы умом и сердцем приняли мое благовестие и успокоились в нем; возстановите сии убеждения; и вы сами в себе обретете силу к отпору извращающим истину. Или так: сами же и воодушевитесь, чтоб отгнать тех, извергнуть из вашего сообщества. Словами: благовестихом, и приясте обнимается все, и догматы, и правила жизни, и все устройство христианской Церкви. Суд Апостола падает на извратителей учения не писанного только, но преимущественно устно пре­данного.

Анафемою поражает Апостол совратителей; но очевидно, что и совра­щенные коль скоро не покаряются увещанию и не образумливаются, подлежат той же анафеме; ибо держась лжеучения, они становятся едино с лжеучи­телями. Постановленное Апостолом анафематствование: да будет анафема, служило и служит для Церкви правилом и руководством, как поступать с благовествующими паче, или лучше с зловещающими, и с теми, кои сами охотно последуют им. Смысл анафемы тот, что подвергшийся ей извергает­ся из Церкви, и становясь вне ея, не только лишается благодати ея, но и подвергается всем безблагодатиям, кои вне ея. Он - Божий отвержен­ник, подгневный Ему. Этого довольно, чтобы внушить ужас к анафеме, и вместе заставить всевозможно опасаться, как бы на подвергнуться ей. Этот ужас больше всех других следовало бы носить ученым, которые, уг­лубляясь в область наук, нередко забывают, что на них лежит долг перед Богом и Господом Иисусом Христом не вещать паче, еже благовествовано Апостолами, и что скорее следует им заподозрить верность своих выво­дов, чем покуситься на утверждение чего-либо, что отзывается вещанием паче благовестия Апостольскаго, небеснаго, Божественнаго. Апостол по­ложил только начало анафематствования. После Церковью отмечены уже все воззрения, достойные этой кары. В настоящее время нечего ждать акта церковнаго для поражения сим судом зловещателей. Они сами подставляют свою голову под этот меч, как только изобретают противныя истине мне­ния и упорно начинают стоять в них.


Все права защищены (с) "Слово отеческое", 2003
Hosted by uCoz