Святые Отцы о том, как и где должен искать истину правосланый христианин.
 

Св.Феофан Затворник. Из кн. "О Православии с предостережениями от погрешений против него", М., 1902 ( гл. 4).

Истинное исповедание христианское состоит в том, чтоб исповедать Иисуса Христа Богом вседушно - умом, волею и сердцем, - и где нет се­го, там арианство.

Ныне св.Церковь воспоминает св.Отцев, прославившихся твердостию исповедания веры в Божество Господа нашего Иисуса Христа, защищавших сей догмат и утвердивших его на первом Вселенском соборе. Предлагаются вниманию нашему и чествованию св.Отцы для того, чтоб их ревностию воо­душевить и нас стоять до крови за Божество Господа и Спасителя нашего, - и с мужеством вооружаться против всего, что возстает против Него. - Как же мы можем выполнить в настоящее время сие внушение матери нашей - Церкви?

Известно вам, что богохульно проповедывал нечестивый Арий? он проповедывал, что Спаситель наш не есть истинный Бог, хотя величал Его самыми высокими титлами. Такое учение стремилось уничтожить самое христианство, как единственный путь ко спасению. Ибо если Спаситель не Бог, то нет нам спасения. За тем и воплотился единородный Сын Божий и Бог, что премудрость Божия не находила иного удобнейшего способа к нашему спасению. Мы - едино с человечеством Господа Иисуса Христа; че­ловечество в Господе ипостасно соединено с Божеством Его и в Нем с Триединым Богом. Верующие становятся едино тело с Господом, и как Гос­подь един с Богом, в Троице поклоняемым, то и все верующие чрез Него входят в единение или преискреннее общение с Триипостасным Богом. В сем состоит вся тайна спасения! Аз во Отце, говорит Господь ученикам, - и вы во Мне. Почему молился ко Отцу: да вси едино будут: якоже Ты,

Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут.

Так видите, что отвергая Божество Господа и спасителя нашего, Арий покушался уничтожить самое необходимое звено в цепи возсоединения нас с Богом, оставляя нас в прежнем мрачном отдалении от Бога, - или , что то же, с Евангелием в руках он хотел подрывать основания христиан­ства.

Вот отчего и возстали против него тогда все, повсюду ревновавшие об истинном спасении святые Отцы, - все, которые самым делом желали содевать спасение, а не мудрствовать только о нем. Этим показали они и нам пример, - тоже свои образом, - в наших обстоятельствах, - всячески защищать Божество Господа и Спасителя нашего и вооружаться против все­го, что противно ему. Ибо много врагов у Господа, - или у спасения нашего, - и было и есть. Арианство гласное давно исчезло; но негласное ходит по миру христианскому и собирает себе жертвы, - из круга невни­мательных к делу спасения, - больше же всего из круга тех, кои слишком много доверяют себе самим. Прошу вникнуть в следующия мысли:

Исповедующие Божество Господа всем существом своим поклоняются Ему, яко Богу, - поклоняются своим умом, своею волею, и своим сердцем, вносят Его в свою внутреннюю храмину и посаждают Его, как на Херуви­мах, - на всех силах своего духа, так что сии последния никакого дви­жения не имеют иного, как то, которое дает им возседящий на них Гос­подь. В этом существо исповедания Господа и Спасителя нашего Богом, а не в одном устном прочитывании: верую и во единаго Господа Иисуса Христа и т.д. Можете и читая сие, быть внутрено, - по настроению свое­го духа - арианином... Итак, исповедуя Божество Господа, надо иметь Его Богом ума, Богом воли и Богом сердца.

Ум имеет Богом Господа, когда безпрекословно приемлет все, при­несенное Им на землю и чрез Апостолов проповеданное учение... Если у кого Господь есть Бог для ума, то как может он не только говорить, но и помышлять что противное ясному Его учению? Когда Бог говорит, тварь молчаливо должна принимать слово Его в закон себе. Итак, если кто не принимает чего из учения христианского или принимает не все, - или, принимая что, суемудрствует о том, - того ум не признает Христа Богом - недугует арианством. Не то сие значит, чтоб противно что было Господу знать и другое что, кроме христианского учения, а то, что христианское учение должно стоять во главе и руководить всем. Усвой себе сие

учение и с ним иди в область всех других познаний, отвергая все несогласное с ним. Кто действует так, тот истинно поклоняется Господу умом, яко Богу; кто иначе - тот арианствует.

Воля имеет Господа Богом, когда безпрекословно подклоняет выю свою под иго спасительных Его заповедей, - или когда терпеливо и бла­гонадежно идет путем спасения, который учрежден Господом и Спасителем, - не изобретая в самонадеянности своих самодельных путей. - Мы с вами выяснили однажды, - в чем состоит сей путь. - Повторяю вам: прияв Бо­жественныя силы в таинствах и возгревая их чрез священнодействия Церк­ви, иди при свете веры, путем заповедей, под руководством пастырей, - и спасешься. - Кто смиренно подчиняется сему спасительному игу, - тот поклоняется Спасителю, яко Богу, - кто действует иначе, тот арианс­твует. - Не то сие значит, чтоб только и было позволительно нам хо­дить в показанном чине. Нет. Но настрой свое внутреннее по показанной программе, и потом, - действуй под ея освящением и под ея руководством во всех кругах, где можешь действовать, - в семействе, в торговле, в воинствовании, в гражданской службе, везде, где хочешь, - только не позволяй себе нарушить того чина, который Господом положен, как закон для нас, и как условие спасения нашего. У кого есть такое настроение, тот искренно исповедует Спасителя Богом; у кого нет, тот арианствует.

Сердце имеет Господа Богом, когда, всецело прилепившись к Нему, Им единым услаждается, - и кроме Его - только тем, что носит явный от­печаток Его лика, Его свойств, Его благоволения и особенной близос­ти... Вы уже догадываетесь, к чему это ведет. Господь обитает в Цер­кви. Церковность есть облачение Его, - есть след вони Его... Сердце, любящее Господа, здесь только и находит сладость и покой... Услажда­ется пением только духовным, живописью духовною, действованием духов­ным, т.е. священнодействиями; - поэзиею духовною, - т.е. церковными песнями... Тут - рай того сердца, которое Господа имеет Богом своим. Не то сие значит, чтоб нам непозволительны были никакие удовольствия - эстетическия или даже телесныя... Нет. непозволительно только отрывать сердце от Господа и прилеплять его к чему-либо кроме Его. - настрой сердце свое так, чтоб оно находило истинное - ублажающее - услаждение только в вещах Божественных и во всем Боголепном учреждении церковном на земле, - и потом смотри, - какия удовольствия укрепляют и возвыша­ют сие услаждение, те принимай и вкушай, а какия ослабляют его и пога­шают, те отвергай. Кто так действует, тот имеет Господа Богом сердца своего; а кто иначе, тот арианствует.

Такой урок предлагает нам ныне св.Церковь. Она внушает нам: пок­лоняйтеся Господу Иисусу Христу, яко Богу, умом вашим, - и не пони­майте иначе вещей, как так, как Он изобразил в Божественном учении Церкви, или - согласно с тем и по руководству того. Поклоняйтесь Ему, яко Богу, волею, - и не учреждайте себе другаго порядка жизни, как тот, который Им учрежден - во спасение наше. - Поклоняйтеся Ему, яко Богу, сердцем, - и не находите вкуса ни в чем, кроме Его и Божествен­ных вещей, кои суть след Его. - Помните, братие, что в христианстве главное не слово звучное и не внешнее дело, - а внутреннее настроение. - Господь есть Бог для нас, - когда Он есть начало для наших познаний

Своим учением, - начало для наших предприятий - своими заповедями, и начало для наших эстетических удовольствий - благообразным устроением Церкви. У кого нет сего, тот арианствует, - для того Господь - не Бог. Если не Бог, то и не Спаситель. - А кому Иисус Христос не Спаситель, тот есть жертва погибели и подлежит осудительному определению 318 Бо­гоносных Отцев, - бывших на первом Никейском соборе, - хотя внешне и принадлежит к Церкви Божией. Аминь." 


Все права защищены (с) "Слово отеческое", 2003
Hosted by uCoz