Сотворение мира - данные современной науки.
 

 

Конец Люси – конец теории антропогенеза?

(Эволюционная антропология проводит 2007 год у разбитого корыта.)

 

Николай Колчуринский.

 

«При наличии отсутствия» (И.Ильф и Е.Петров)

 

«В моей душе запечатлен портрет одной прекрасной дамы» (Б. Окуджава)

 

 

Всем хорошо известно, что одной из фундаментальных идей эволюционного мышления является идея о происхождении человека от обезьяны.

Сама идея, по-видимому, возникла на основе сходства человека и человекообразных обезьян. В настоящее время преимущественно речь идет о морфологических сходствах и о сходствах на молекулярном уровне, хотя существуют и большие отличия на обоих уровнях[1]. При чем некоторые из этих различий таковы, что думать о том, что когда-то существовала обезьяна- общий предок для человека и шимпанзе не приходится (13).

Сходства, однако, могут быть следствием не общего происхождения, а единого плана сотворения, а с эволюционной точки зрения существует еще и явление конвергенции, при котором, как считают эволюционисты, у достаточно далеких по своему филогенетическому происхождению животных могут развиваться сходные и даже почти идентичные системы органов. Как сейчас утверждают некоторые эволюционисты, за счет конвергенции идентичные структуры на молекулярном уровне также могут развиваться у весьма далеких с точки зрения филогенеза организмов (16).

Одни пример - из школьной программы по зоологии. Хорошо известно, что млекопитающие делятся на две большие группы: сумчатые и плацентарные. По данным зоологов, костный скелет такого сумчатого существа, как тасманийский волк, практически неотличим от скелета собаки. Мы видим, что с точки зрения эволюционной теории, в этой ситуации, развитие по двум параллельным и весьма удаленным ветвям приводит к практически идентичным результатам. Это – следствие конвергенции.

Таким образом, доказательства происхождения человека от обезьяны, оперирующие только сходством человека и обезьяны, являются слишком неоднозначными.

Значительно более серьезным, хотя также косвенным доказательством, была бы временная последовательность ископаемых переходных форм, которая бы составляла непрерывный эволюционный ряд от древних обезьян вплоть до человека современного вида. Такой ряд якобы существует, и его пытаются эволюционисты демонстрировать как своего рода неопровержимое доказательство происхождения человека от обезьяны.

В настоящее время последовательность переходных форм, принятая в отечественной и зарубежной антропологии опирается в основном на известную модель эволюции человека, разработанную Джохансоном и Уайтом. Это – общеизвестная схема, взята из общепринятого в России учебника по антропологии (17).

 

На этой схеме мы видим эволюционное древо, на ветвях которого располагаются костные останки основных гипотетических предков человека и близких его родственников. Параллельно с черепами мы видим орудия труда, принадлежавшие соответствующим существам, которые также прогрессивно усовершенствовались, свидетельствуя о развитии интеллекта их изготовителей и пользователей, как считают эволюционисты. Наконец слева мы видим эволюционную шкалу в традиционных эволюционистских масштабах.

Данная схема построена на основе целого ряда допущений, которые безусловно нельзя считать доказанными. Поэтому научная ценность этой схемы достаточно сомнительна, как таковая.

Перечислим эти допущения.

1. Временная шкала является верной. Эта шкала построена в значительной степени на применении радиометрической методики K-Ar. На сколько ненадежна эта методика, дающая ошибки в несколько порядков, в этом можно убедиться, прочитав публикацию Стивена Остина (18). Заметим, что временная оценка таких обитателей древа Джохансона и Уайта, как Люси (AL228-1) (наиболее полный скелет афарского австралопитека) и одного из основных представителей «человека умелого» ( KNM-ER 1470) были сделаны с использованием именно этой методики оценки возраста[2].

2. Для того чтобы древнюю обезьяну отнести к разряду т.н. гоминид , т.е. эволюционных предков или ископаемых близких родственников человека, достаточно обнаружить в ее костях какие либо морфологические признаки, типичные для человека. При этом возможность конвергенции, как фактора обуславливающего появление такого рода сходства, почти всегда эволюционистами отметается. Так они поступают, оценивая кости древних обезьян (примеры см. далее в конце). Кости же современных обезьян они оценивают противоположным образом: если есть что-то похожее на человека в костях современной обезьяны, которая, однако, очевидно не имеет к гоминидам никакого отношения, то это – результат конвергенции.

Приведем несколько примеров. Павиан Therapithecus galada. Его зубная дуга, как и у человека, имеет параболическое строение. У остальных обезьян она имеет U – образую структуру (19). Обезьяны-пауки и гиббоны имеют такой же угол соединения в коленном суставе (9º), как и человек (20).

Если бы при оценке древних обезьяньих костей имелась в виду возможность конвергентных явлений, то гоминидный статус многих древних обезьян – обитателей древа Джохансона-Уайта, стал бы сомнительным.

Напротив, если найдены останки какого-то древнего человека с какими-то обезьяноподобными признаками, – то это, согласно традиции эволюционизма, человек, относительно недавно слезавший с деревьев. Приведем пример того, что наличие такого рода признаков может иметь место и у современных людей по совершенно иным причинам – надглазничный валик может быть значительно увеличен, если человек ест с детства твердую пищу, как это имеет место у некоторых эскимосов, жующих моржовую кожу и т.п. Но если этот признак обнаружен у черепа какого-нибудь древнего человека- то это считается доказательством близости к обезьянам этого человека и одним из «неоспоримых свидетельств эволюции гомо сапиенса» .

3. В том случае, если найден не полный скелет гоминида, а несколько костей, то они все принадлежат единому существу, или по крайней мере существам одно и того же вида. Это важное допущение, поскольку даже относительно полные скелеты гоминид, то есть в которых присутствует большая часть костей - экзотическая редкость для палеоантропологии. Нельзя сказать, что другие возможности эволюционисты никогда не учитывают, но, как правило, все-таки не учитывают, иначе статус очень многих существ, устроившихся на эволюционном древе, сразу станет неопределенным. Примеры см. далее .

4. Найденные кости гоминида – это кости нормального существа. Между тем случаи костной патологии среди гоминид очевидно встречаются. Это важно иметь в виду, поскольку находки гоминид, как правило, очень немногочисленны. Указанное допущение используется эволюционистами всякий раз, когда они встречаются с материалом, соответствующим их концепции. В том же случае, если найден материал, противоречащий их взглядам, вспоминают о возможности нахождения скелетных останков с особенностями, обусловленными патологией(2). Очевидно, что здесь мы сталкиваемся с двойными стандартами.

5.Вместе с костями гоминид лежат только их орудия. Если это не так, то параллель черепов и каменных орудий, изображенная на схеме Джохансона и Уайта, разваливается. Так рассуждают эволюционисты, когда встречаются с материалом, хорошо вписывающемся в их концепции, если же попадается, что-то противоречащее, то бывают вынуждены отказываться от этого допущения, ради спасения эволюционной концепции (2). Снова видим логику двойных стандартов.

Теперь перейдем к рассмотрению того, действительно ли обитателям древа Джохансона-Уайта может быть присвоено звание предка человека.

1.Homo erectus. Эти существа, относимые эволюционистами к роду человек, однако лишаются ими статуса полноценного человека по трем причинам: специфические (якобы примитивные) черты строения черепа , его относительно небольшой объем, якобы примитивные ашельские каменные орудия, которыми пользовались данные существа.

1). По данным ряда исследований практически все черты, типичные для черепов Homo erectus, можно обнаружить у представителей современных или же недавно умерших Homo sapiens, относящихся к негроидной или экваториальной расе (1,2, 5). Так в одном статистическом исследовании было показано, что 14 из 17 типичных признаков черепов Homo erectus можно встретить не менее чем у 1% современных австралийских аборигенов (4 – цит. по 1). Остальные три признака – то же вероятно могут наблюдаться у нормальных людей (1, 2). В некоторых случаях «эректусные» признаки могут быть выражены среди людей современного типа еще в большей степени, чем у исчезнувших эректусов(2)[3]. Представляется вероятным, что можно так подобрать брачные пары носителей эректусных признаков, чтобы через несколько поколений получить в потомстве человека, обладающего всеми особенностями черепа гомо эректуса.

2) Объем черепа Homo erectus составляет от 727 (возможно –691) до 1251 cm3. Объем черепа современного человека составляет от 700 до 2200 cm3 (2). Заметим, что психологами до сих пор не выявлено никакой корреляции между объемом человеческого мозга и интеллектуальными способностями человека. Объем мозга нобелевского лаурета по литературе Анатоля Франса, составлявший 1 000 cm3(2), лишь незначительно (на 2,7%) отличается от среднего значения объема мозга эректусов.

3) Ашельские каменные орудия, которыми как считают эволюционисты, пользовались Homo erectus, вовсе не примитивны и вовсе не являются доказательством интеллектуальной недостаточности их изготовителей, как об этом свидетельствуют экспериментальные исследования, проведенные как у нас в России (6,7), так и за рубежом(9)[4].

Все перечисленное позволяет признать Homo erectus в качестве вымершей расы современных людей, не обнаруживающих никаких явных признаков примитивности по сравнению с Homo sapiens и поэтому не подходящих в качестве кандидатов в его эволюционные предки.

2. Homo habilis представлен в отличие от Homo erectus немногочисленными экземплярами, от которых остались лишь скудные фрагменты скелетов, состоящие часто из нескольких костей, или их частей,[5] которые как правило трудно идентифицировать и отнесение которых к одному существу определенного вида часто представляется неоднозначным. Здесь, по-видимому, мы нередко имеем дело с ситуациями смешения «в одной куче» фрагментов скелетов человеков и обезьян. В пользу такой интерпретаци таксона Homo habilis высказываются как крационисты так и некоторые эволюционисты (напр. 15 – цит. по 2).

Специфически человеческой чертой является прямохождение. Об этом говорит не только современная антропология, но и Св.Отцы. Человек в отличие от свиньи, собаки и обезьяны – существо, устремленное в небо – там его Родина. Человекообразная обезьяна (например, шимпанзе) в отличие от человека не может стоять на выпрямленных ногах, ходить, выпрямляя нижние конечности в коленном суставе, бегать на задних ногах и т.д. Для движения по земле у нее есть особый способ перемещения – на четырех конечностях с опорой на костяшки пальцев рук, что обеспечивает ей специальный анатомический аппарат. Но обезьяны – все-таки существа в основном приспособленные к жизни на деревьях. Прямохождение у человека обеспечивается целым комплексом анатомо-физиологических механизмов, присущих исключительно человеку. На поиск этих анатомических черт и нацелены антропологи-эволюционисты, пытающиеся найти следы появления и развития прямохождения в останках древних обезьян. Человеческое прямохождение может осуществляться только при адекватной работе вестибулярного аппарата, обеспечивающего контроль за положением тела со стороны нервной системы. Системой, обеспечивающей нервную систему информацией о перемещении положения тела человека – являются полукружные каналы, заключенные в костные лабиринты, расположенные в толще черепа. Пропорции размеров этих каналов, необходимые для человеческого прямохождения, считаются известными (10). Пропорции полукружных каналов человекобразных и нечеловекообразных обезьян, преимущественно древесного образа жизни, тоже известны. Исследовать полукружные каналы можно при помощи метода компьютерной томографии (в том числе и, делая снимки окаменевших черепов).

Ф.Спур и др. в 1994 году опубликовали результаты исследования полукружных каналов методом компьютерной томографии разных гоминид, включая черепа гомо эректусов и трех гомо габилисов[6]. Строение полукружных каналов гомо эректусов оказалось полностью человеческим. Было интригующим, какими окажутся черепа габилисов, поскольку они – первое звено в предполагаемой цепи примитивных людей - предков человека, и их предки – уже обезьяны. Если габилисы были таким промежуточным звеном, то можно было бы ожидать, что характер строения их полукружных каналов будет еще сохранять какие-то обезьяньи черты. Один череп Homo habilis оказался имеющим строение вестибулярного аппарата, типичного для Homo sapiens, один череп (Sts19), который признавался (хотя и не всеми) за череп Homo habilis, имел строение полукружных каналов как у современных человекообразных обезьян и австралопитеков и один имел его примитивное строение, аналогичное строению у мартышек. Никаких промежуточных вариантов строения вестибулярного аппарата (которые бы занимали промежуточное положение между строением человеческого и обезьяньего вестибулярного апппарата) у Homo habilis найдено не было (10). Более подробные данные о мозаичном характере наборов костей, именуемых Homo habilis см. подробнее (2)[7].

Согласно данным Ф.Спура, Мива Лики, и др., опубликованным в августе 2007 года, эректусы и габилисы существовали вместе на одной территории (21). Это имело место, по мнению Ф.Спура, на протяжении около 500 т. лет, при чем те и другие появились примерно в одно время – 1,9 млн. лет до н.э.[8] Как считает этот автор, а это одно из светил эволюционной антропологии, вследствие этого, ни о каком происхождении гомо эректусов от известных нам экземпляров габилисов, быть не может[9]. Следовательно, если рассуждать в рамках схемы Джохансона-Уайта, они не были и отдаленными предками гомо сапиенс.

3. Australopithecus afarensis – знаменитая обезьяна Люси (и некоторые другие гораздо более скудные находки). Люси, как считали до 2007 года эволюционисты, представляет собою прекрасный пример промежуточного звена, поскольку с одной стороны, в ее скелете имелись признаки обезьяны, живущей на деревьях, в то же время считалось, что ряд ее анатомических особенностей указывал на элементы прямохождения. При всех сомнениях касательно верности утверждения о наличии в скелете Люси признаков, свидетельствующих о ее человекоподобном перемещении (3, 8) , относительно полный скелет Люси (40% костей) около 30 лет представлял собой едва ли не самый главный аргумент в пользу происхождения человека от обезьяны. Два исследования, опубликованные в 2006 и 2007 годах поставили все точки над i в истории про эту «даму, слезавшую с деревьев».

Исследование Ф.Спура с соавторами было посвящено анализу относительно полного скелета трехлетнего детеныша Australopithecus afarensis. Помимо явных признаков лазанья по деревьям, антропологи обнаружили отсутствие необходимых для устной речи костных элементов и, что самое главное, строение костного лабиринта вестибулярного аппарата этого существа было таким же, как у современных человекообразных обезьян (шимпанзе). Он не обладал свойствами, которые указывали бы на наличие каких-либо зачатков человеческого прямохождения у его обладателя (12). Australopithecus afarensis оказались типичными обезьянами.

Исследование израильских анатомов во главе с профессором Иоилем Реком, опубликованное в 2007 году, показало неожиданные результаты в пользу того, что афарские австралопитеки, не имели никакого прямого отношения к эволюции человека (11). Анализируя строение нижних челюстей разных живых и вымерших приматов и человека, авторы пришли к выводу о том, что строение ветви нижней челюсти афарских австралопитеков ближе всего к строению таковой у робустных австралопитеков , которые, по общему мнению эволюционистов, нашими предкам не являются (3). С другой стороны это строение было близко к строению челюстной ветви у горилл, которые по этим анатомическим особенностям сильно отличаются от всех живущих человекообразных обезьян и человека. Такая специфика анатомии черепов афарских австралопитеков заставила этих эволюционистов прийти к выводу о том, что они являются представителями побочной эволюционной ветви и к происхождению человека не имеют прямого отношения (11). Афарские австралопитеки оказались слишком отличающимися от человека, для того, чтобы занимать свое почетное корневое положение на древе Джохансона-Уайта.

Таким образом, мы имеем следующую картину.

1.Нет никаких оснований считать, что гомо эректусы являлись примитивными людьми и представляли собою эволюционный этап, приведший к появлению человека. Этого мнения придерживаются как креационисты, так и ряд эволюционистов.

2.Статус таксона гомо габилис как таковой представляются сомнительным, в том числе и для ряда эволюционистов. По мнению ряда видных эволюционистов, известные антропологам экземпляры габилисов предками человека не были.

3. По мнению самих эволюционистов, афарских австралопитеков нельзя более считать промежуточным звеном между обезьяной и человеком.

Ситуация такова, что древо Джохансона-Уайта на настоящее время полностью распалось. А заменять его нечем. Есть некоторые существа, которые притендуют на вакантное место Люси[10], но все их останки выглядят значительно бледнее. Всем этим существам очень далеко до 40% скелета Люси и до того набора признаков, которые считали человеческими в ее скелете. Перечислим этих притендентов. Итак, у обезьян ищут человеческие анатомические признаки, в основном указывающие на прямохождение (3):

Australopithecus anamensis – представлен в виде фрагментов скелета, часть которых взята из другого геологического слоя (!), в том числе большая берцовая кость, напоминающая по некоторым признакам человеческую, приспособленную к прямохождению, в то же время строение лучевой кости свидетельствует не о двуногом, а о четвероногом перемещении, типичном для обезьян – перемещение с опорой на костяшки рук.

Ardipithecus ramidus

Кусочки посткраниального скелета, черепа, зубы.

Признаки, по которым относят к гоминидам – похожие на человеческие клыки, выдвинутое вперед положение затылочного отверстия (как соотносится с прямохождением не ясно). Особенности строения большого пальца ноги напоминают человеческое, но у негоминидных обезьян – сивапитеков такое строение тоже бывает. Вспомним ситуацию с челюстной дугой у павианов.

Kenyanthropus platyops обезьяний череп, по объему, но слишком уплощенный в лицевой части. Впрочем, не ясна причина уплощения –нельзя исключить имевшую место механическую деформацию, произошедшую с черепом во время его залегания в породе.

Ardipithecus kadabba

Останки состояли из нескольких фрагментов посткраниального скелета, зубов, фрагментов челюстей, поэтому невозможно узнать, как выглядела голова этого создания. Гоминидный статус констатируется вследствие особенностей строения большого пальца ноги, но такое же строение бывает и у негоминидных обезьян - сивапитеков. Материал -11 обломков окаменелостей, принадлежащих, по крайней мере пяти разным индивидуумам, найденным в пяти различных местах, максимальное расстояние 16 км. [11]

И больше кандидатов нет. Демонстрировать удивленной публике некого… Ситуация в эволюционной антропологии в 2007 году с одной стороны обычна – не первый раз за минувшее столетие терпит провал очередной сценарий происхождения человека от обезьяны. С другой стороны, она – уникальна, поскольку образовавшийся вакуум на сегодня заполнить нечем. Что же будет дальше? Вероятно, то, что было уже не раз – начнут интенсивно искать и найдут еще какие-то кости очередного «предка» и снова мир увидит с обложек журналов лицо новой полуобезьяны-получеловека, которое запечатлеет память сотен миллионов людей, в сердцах и умах которых хотят запечатлеть сатанинскую идею о тождестве природы человека и животного… Впрочем, представляется, что до бесконечности обманывать публику одним и тем же способом наверное невозможно, ведь смен сценариев происхождения человека от обезьяны, при которых заменялись и их персонажи, в истории эволюционной антропологии за последние сто лет уже было достаточно много (см.13,14).

Схема Джохансона -Уайта с фундаментом, базирующимся на Люси, была представлена во всех учебниках, музеях, СМИ и и т.п. на протяжении 33 лет. Таков был научный консенсус. Теперь можно констатировать ее полный провал. Как бы ни развивались события далее, представляется, очевидным, что крах этой схемы эволюции человека и история эволюционной антропологии в целом демонстрирует с очевидностью всю опасность для православного богословия и православного образования безоговорочного использования любого научного понятийного консенсуса – слишком часто на наших глазах эти консенсусы оказываются отправленными в мусорную корзину. У православного богословия и православного образования есть иной надежный консенсус, признаваемый Церковью на протяжении всей ее истории – consensus patrum.

 

Литература

1.      John Woodmorappe. How different is the cranial-vault thickness of Homo erectus from modern man? TJ 14(1):10–13 , 2000. Электронная версия на www.slovotech.nm.ru.

2.      Лайн П. Ископаемые свидетельства гипотетических обезьяно-людей - Часть 1: род Homo (человек). – альм. «Божественное откровение и современная наука», №3. 2008 (в печати).

3.      Лайн П. Ископаемые свидетельства гипотетических обезьянолюдей. Часть 2: гоминиды, не принадлежащие к роду Homo. – альм. «Божественное откровение и современная наука», №3. 2008(в печати).

4.    MacIntosh, N.W.G. and Larnach, S.L., The persistence of Homo erectus traits in Australian aboriginal crania, Archaeology and Physical Anthropology in Oceania 7(1):1–7, 1972.

5.      Wolpoff, M.H. and three others, The case for sinking Homo erectus: 100 years of Pithecanthropus is enough! in: Franzen, J. L. ed., 100 Years of Pithecanthropus: The Homo Erectus Problem, Courier Forschungsinstitut Senckenberg 171, p.351, 1994.

6.Волков П.В. Культовые орудия человека в эпоху палеолита. // Сотворение, №1, М., 2002.

 

7.Волков П.В. Потомки Адама, М. – СПб. – Новосибирск, 2003.

 

8.      Мелерт А.В. Австралопитековые - вымершие обезьяны Африки: новый взгляд на их статус? // Сотворение, №1, М., 2002.

 

9.Prof.Washburn – in Popper K., Eccles J.C. The self and it's brain, W. Berlin, 1977, р.452.

 

10.Spoor, F., Wood, B. and Zonneveld, F., 1994. Implications of early hominid labyrinthine morphology for evolution of human bipedal locomotion. Nature, 369: 645–648.

 

11.Yoel Rak , Avishag Ginzburg and Eli Geffen «Gorilla-like anatomy on Australopithecus afarensis mandibles suggests Au. afarensis link to robust australopiths» PNAS | April 17, 2007 | vol. 104 | no. 16 | 6568-6572 .

 

12.Zeresenay Alemseged, Fred Spoor, William H. Kimbel, René Bobe, Denis Geraads, Denné Reed and Jonathan G. Wynn, A juvenile early hominin skeleton from Dikika, Ethiopia, Nature 443(7109):296–301, 21 September 2006.

 

13.Колчуринский Н. Мир – Божие творение, М., 2004.

 

14.Головин С.Эволюция мифа, М., 1999.

 

15.              Wolpoff, M.H., Paleoanthropology, Second Edition, McGraw-Hill, Boston, p. iv, 1999.

16.Академическая наука против дарвинизма – в альм. «Божественное откровение и современная наука», №2, 2005.

17.Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология, М., 1999.

 

18. Стивен Остин. Избыток аргона в минеральных концентратах нового дацитового лавого купола вулкага Сентеленс. – в кн. «Православное осмысление творения мира», Выпуск 3, 2007.

19. Тейлор Й. В умах людей, Симферополь, 2000.

 

20.Ryan Jaroncyk . No more love for Lucy? www.creationontheweb.com.

21. Spoor, F. et al., Implications of new early Homo fossils from Ileret, east of Lake Turkana, Kenya, Nature 448:688-691, 9 August 2007.

22. Thorne, A. and Wolpoff, M., Conflict over modern human origins, Search 22(5):177, 1991



[1] «ПРОМОТЕР ОБЪЯСНЯЕТ РАЗНИЦУ МЕЖДУ ЧЕЛОВЕКОМ И ОБЕЗЬЯНОЙ, по материалам ScienceNOW от 13 августа 2007. Хотя и принято считать, что гены обезьяны и человека на 99% одинаковы, не нужно быть биологом для того, чтобы разглядеть разницу между обезьяной и человеком. В 1975 году Алан Вилсон из Университета Висконсина внес предложение о том, что разница может заключаться в регуляции этих генов, т.е. когда они включаются и выключаются, и насколько они активны. Группа ученых из Университета Дюка провела исследование промотеров, секций ДНК, которые обеспечивают регуляцию смежных генов в геноме человека, обезьяны и макаки. Они обнаружили 575 человеческих генных промотеров, которые отличались от обезьяньих. Большинство из них были задействованы в контроле над развитием нервных клеток и их соединений. Большое количество других были задействованы также в углеводородном обмене веществ. Молекулярный генетик Шон Кэрролл из Университета Висконсина, Мэдисон, в своем комментарии сказал, что это исследование предлагает «интригующие наводки» по развитию генов-кандидатов, и что изменения в регулятивной последовательности может быть важным для эволюции многих видов. 

 Комментарий: Промотеры гораздо меньше генов. Поэтому они отвечают только за небольшие изменения в ДНК разных видов, но эффект этого огромен. Это исследование показало, что сравнение генома, или даже отдельных генов все равно не до конца объясняет разницу между двумя видами, и пора бы уже эволюционистам перестать использовать 99% в качестве аргумента в пользу теории о том, что человек и обезьяна – одно и то же». www.scienceandapologetics.org

 

 

[2] Другие данные, указывающие на весьма большую сомнительность этой возрастной оценки см. в (19).

[3] В связи с тем, что по причине свойств черепов Homo erectus и неандертальцы рассматриваются многими антропологами в качестве «нелюдей», эволюционисты Торн и Вулпов писали следующее : 'Мы полагаем, что неудачным аспектом дебатов являются определения Homo sapiens, используемые некоторыми теоретиками. Они, как оказывается, исключают из нашего вида многих из тех, кто жили в Плейстоцене, а так же недавних австралийских аборигенов (Wolpoff, 1986; P. Brown , 1990). Дальнейшая экспертиза этих индивидуумов и коллекций скелетных останков, недавно живших аборигенов, принуждает нас оценивать, что эти определения современного Homo sapiens исключают из числа людей от 40 000 до 60 000 ныне живущих австралийских аборигенов. Мы чувствуем, что в этом есть большая опасность. Обязанность специалистов - показать, что они включают всех живущих людей в число таковых при любом определении нашего вида. Если мы действительно определяем людей столь минимально, что включаем в их число всех живущих людей, то тогда многие из ископаемых форм, которые согласно заявлениям этих теоретиков, не оставили никаких потомков, включая неандертальцев, попадают в число тех, кто носит имя Homo sapiens ' (22– цит. по2).

[4] В одном эксперименте студентам университета Беркли в США было предложено самостоятельно изготовить каменные орудия, используя только технические средства, доступные в каменном веке. Студенты в течение полугода не справились с данной задачей, поскольку технология изготовления ашельских рубил была весьма хитроумной. Так кто же умней – существа, именуемые Homo erectus или студенты Берклиевского Университета?

[5] Исключение составляет неполный скелет экземпляра ОН 62 , который однако обладает при этом весьма примитивными обезьяньими чертами ( 2,8 ).

[6] В статье Ф.Спура – упомянуто только два черепа гомо габилисов. Однако, поскольку череп австралопитека Sts19 , согласно Спуру, также оценивался и как череп габилиса, его также можно отнести к габилисам, поскольку все экземпляры габилисов без исключения вызывали когда-то какие-то сомнения у некоторых эволюционных антропологов и определялись ими иначе (2), и различия в плане принадлежности к габилисам между этими тремя черепами, таким образом, только в степени сомнительности.

[7] Заметим только, что некоторые маститые эволюционные антропологи характеризуют таксон гомо габилис весьма нелестно - как «мусорный мешок» и «корзину для мусора» (2).

[8] Спур утверждает это относительно «собственно габилисов». Другие существа из рода «гомо», существовавшие по его мнению начиная с 2,3 млн. лет до новой эры, по его представлениям, таковыми не являются. Заметим, что эти существа тем не менее причеслялись к гомо габилисам другими антропологами. Это - еще один пример путанного и неоднозначного характера данного таксона.

[9] Ф.Спур тем не менее считает возможным происхождение гомо эректусов от каких-то неизвестных еще нам экземпляров гомо габилиса, а район озера Туркана, где имело место совместное проживание, - районом свидания братьев по крови. Заметим, только, что в пользу имевшего места в прошлом гипотетического существования габилисов, родоначальников рода человеческого, о котором предполагает Спур, у нас нет никаких данных. Это ничем необоснованное предположение делается для того, чтобы не совсем распрощаться с идеей о происхождении всех людей от гомо габилисов. (Такая мысль была бы вероятно воспринята эволюционным сообществом как слишком вызывающая декларация ереси.) Но точно таким же образом можно сделать предположение и о происхождении гомо эректусов и существующих экземпляров гомо габилисов и от космических пришельцев зеленого цвета, или красного цвета или серо-буро-малинового в крапинку…

[10] Одна из причин, почему так часто находят каких-то наших предков и родственников среди ископаемых обезьян, по-видимому, заключается в том, что кости обезьян подчас имеют отдельные признаки, типичные для человека. Например, некоторые ныне живущие и здравствующие павианы имеют человекоподобное строение челюстной дуги; коленные суставы обезьян-пауков и орангутанов имеют некоторое сходство с человеческими и т.д. Заметим, что на основании этих отдельных сходств никто из эволюционистов не делает выводов о родственных связях человека и павианов и т.д. Но тогда, когда мы имеем дело с находками нескольких древних ископаемых обезьяньих костей, а не целых скелетов (а такие находки составляют подавляющее большинство находок останков наших «предков и родственников» ) слишком велик соблазн, обнаружив в свойствах этих костей что-то человекоподобное, приписать им статус останков наших предков.

 

[11] Ситуация с этим гоминидом в некотором отношении аналогична ситуацию, при которой кто-либо отправившись на старую свалку в Люблино, откопал бы там кости передней лапы кошки, затем поехал бы на старую свалку в Медведково и нашел бы там череп бульдога и несколько его позвонков, затем собрал бы все найденные в двух местах кости вместе, и демонстрировал бы их публике, как кости единого существа – собакокошки и как неоспоримое свидетельство «кошкизации» собак, имевшей место в недавнем прошлом. (В антропологии существует термин «гоминизация» обезьян – т.е. их эволюционного превращения в человека).


Все права защищены (с) "Слово отеческое", 2003-2008
Hosted by uCoz