Полемика с сектами, ересями и расколами.
 

Схождение Благодатного огня на Гробе Господнем 2007 – свидетельства очевидцев.

 

Идеже хощет Бог, побеждается естества чин, творит бо вся елика хощет. (Великий покаянный канон преп.Андрея Критского).

 

Схождение Благодатного огня на Гробе Господнем в Иерусалиме – одно из самых известных Православных чудес нашего времени, широко освящаемое в православных и неправославных СМИ, фиксируемое на фото,  видео и  телекамеры (1-7 ).

Для православного христианина истина должна быть дороже всего. Бессмысленны и богохульны попытки приукрашения  или упрощения ситуаций, связанных с Божиими чудесами. Чудо Божие  - посылается совершенным Богом и совершеннее чем, то, что происходит в то время, когда имеет место истинное Божие чудо, ни сделать, ни даже придумать человек не способен.

Не станем останавливаться подробно на том, как происходило принятие Благодатного огня в течение многих веков, и на том, какие священнодействия и обычаи являются обязательными компонентами литании святого Огня – все это достаточно подробно освящено в литературе (5,6). Лишь очень кратко надо напомнить о том, что перед входом патриарха Иерусалимского в Кувуклию, где лажало тело Спасителя, в ней гасятся все свечи и лампады, она тщательно обыскивается, и опечатывается по традиции большой восковой печатью, на которую ставят свои печати хозяева Храма – арабы, что является юридическим актом, свидетельствующим об отсутствии каких-либо источников огня в Кувуклии. Затем совершается в обязательном порядке арабская пляска со скандированием православных молитв и после троекратного обхождения с крестным ходом вокруг Кувуклии, патриарх Иерусалимский, сопровождаемый армянским епископом, заходит в Кувуклию, при этом армянский иерарх остается в приделе Ангела и по некоторым сведениям даже не видит, что происходит в самой погребальной камере, в которую входит патриарх. Перед входом в погребальную камеру, к тому месту, где произошло воскресение Спасителя, около входа в Кувуклию с патриарха снимается верхняя одежда. По правилам он может быть при этом обыскан израильскими полицейскими на предмет наличия средств получения огня (что, как говорят, и имело место однажды в 90-х годах).  Ничего кроме двух свечей патриарх с собою в Кувуклию не вносит. После того как  патриарх Иерусалимский и армянский иерарх заходят внутрь Кувуклии, двери в нее затворяются. Патриарх начинает молитву у аркасалия (ложа на котором лежало тело Иисуса перед воскресением). Окружающая толпа с нетерпением ждет. Заметим, что при этом,  как показывают видеосъемки, многие поднимают свечи высоко вверх, что имеет особую цель (см. далее).

Спустя некоторое время в Кувуклии появляется свет, в ответ на что немедленно начинают звонить колокола. Это – свидетельство момента чудесного возгорания Благодатного огня. Патриарх затем передает огонь через специальные отверстия в Кувуклии – от патриарших  свечей сначала зажигают свои свечи свещеносцы-скороходы, от свечей которых зажигаются постепенно все свечи присутствующих в Храме.

Согласно многочисленным свидетельствам, имеющимся  и в литературе, в видео- и  звукозаписи, огонь этих горящих свечей какое-то время обладает свойством ни жечь, ни обжегать человеческое тело. Также, согласно многочисленным свидетельствам, перед появлением Благодатного огня и во время этого появления часто наблюдаются различного рода световые явления необычного характера - в силу этого в греческой православной традиции чудо сошествия Благодатного огня издревле носит название «Агиос фотос» – Святой свет.

В данной статье далее используются только материал, полученный самим автором или записанный им со слов непосредственных очевидцев схождения Благодатного огня в 2007 году, и в некоторые другие годы.

1.         Практически за час до схождения Благодатного огня по наблюдениям автора в Храме наблюдается значительное число всполохов света, напоминающих собою отсветы, которые получаются при вспышках молний во время ночной грозы, в помещении, куда через окно в него проникает свет от этих молний.  Эти всполохи света могут иметь, как выражено голубоватый, так и более светлый оттенок. Всполохи света нередко имеют удлиненную форму в виде полос света и т.п. Такого рода всполохи часто описываются как очевидцами схождения Благодатного огня, так и часто видны при просмотре видеозаписей событий, сопровождающих схождение Благодатного огня.[1] Приблизительно за 15 минут до схождения Благодатного огня на потолке храма Храма Гроба Господня автором, в частности наблюдалось непрерывное мерцающее свечение, длившееся около 10-15 секунд, и имевшее светлый оттенок.

2.                 В связи с  этими явлениями следует заметить, что значительное число людей, находящихся в Храме Воскресения Христова при схождении Благодатного огня, имеют в руках фотоаппараты со вспышками. Фотовспышек  во время схождения Благодатного огня делается достаточно большое количество. В связи с этим встает вопрос о том, являются ли указанные всполохи чудесного происхождения или являются свечениями, возникающими в результате фотовспышек.

3.                Свет фотовспышек, согласно некоторым сведениям, в отличие от всполохов благодатного света, имеющих как правило голубоватый цвет, имеют светлый цвет (1). Однако всполохи света, явно вызванные фотовспышками, по наблюдениям автора, во время литании схождения Благодатного огня 2007 года также могли иметь выраженный голубоватый оттенок. Определить, являлись ли наблюдавшиеся автором многочисленные всполохи света, результатами фотовспышек или производились какими-либо иными источниками, опираясь только на цвет вспышек, без специальных приборов было практически не возможно (за исключением лишь тех ситуаций, когда всполохи явно производились наблюдаемыми фотовспышками).

  Всполохи света, имеющие форму  длинных полос (и некоторых других фигур), часто видимые при схождении Благодатного огня, и наблюдавшиеся автором во время литании 2007 г., в принципе можно пытаться объяснять за счет фотовспышек – наличием затеняющих объектов. Например, рука, неожиданно поднятая во время фотовспышки человеком, стоящим впереди - перед фотоаппаратом, легко может вызвать на стене или потолке полосу света при фотовспышке.  Следует отметить, что в Храме находится множество колонн, которые также могут  обуславливать подобное «фрагментирование» отсветов фотовспышек.    Однако следует упомянуть,  что иногда наблюдаются многочисленные исключительно весьма узкие световые всполохи, удлиненные по форме (10 метров и более), а  широкие световые пятна отсутствуют (так видно в частности на кадрах  видеосъемки, показанной по НТВ в 2004г.(7)) .

 Существуют указания на то, что всполохи благодатного света в отличие от фотовспышек, имеют большую длительность (1). Однако, длительные полыхания света могут быть обусловлены и наложениями нескольких фотовспышек друг на друга с некоторыми сдвигами во времени, что, вероятно, может вызывать также и  впечатление непрерывного мерцания, полыхания и т.д. – например, множество снимков могут делаться почти одновременно при первом появлении Патриарха около Кувуклии.

В целом представляется, что вопрос о том, как с точностью отличать всполохи Благодатного света от свечения фотовспышек остается открытым.

И тем не менее свидетельств о необычных световых явлениях явно чудесного характера, зафиксировано за время наблюдений схождения Благодатного огня, достаточно много. Не имеющие никакого отношения к фотовспышкам и очень коротковременные всполохи света были засняты в Храме Гроба Господня на видеопленку не в день схождения Благодатного огня, а в другое время (2).  Необыкновенные световые явления при схождении Благодатного огня наблюдались в те годы, когда никаких фотовспышек не было и в помине[2]. Современные свидетели схождения Благодатного огня рассказывают о виденных ими молниях, иногда многочисленных (см. например, 2, 3, 4, 7).  В Интернете можно найти фото и видеокадры, фиксирующие различные другие световые феномены, очевидно не имеющие к фотовспышкам ни малейшего отношения (например, кадры видеосъемки летающих по Храму светящихся шаров)(4). Одним из  членов группы паломников, с которой автор посетил Святую Землю, в 2007г., был сделан аналогичный кадр – заснятый примерно за 1 минуту до схождения Благодатного огня – светящийся интенсивно-желтым светом объект, напоминающий удлиненную шаровую молнию, располагавшийся около отверстия в Кувуклии, через которое через примерно минуту Патриарх передал огонь в Храм.

Поднятие свечей паломниками вверх перед схождением огня не имеет никакого символического значения и не является выражением их нетерпения. Оно осуществляется многими из них в силу того, что иногда поднятые свечи вспыхивают сами от действия на них световых явлений  или и без таковых воздействий(?). Так  в 2007 году, по словам  паломников, вспыхнула свеча у армянского священника и самостоятельно вспыхнул фитиль одной из лампад Храма Гроба Господня. (Заметим, что все огни в храме Воскресения Христова перед схождением Благодатного огня обязательно гасятся и зажигаются служителями уже после схождения.) Автору этих строк  греческая монахиня рассказывала о том, что аналогичное возгорание поднятой вверх свечи произошло у  нее даже вне Храма (конец 90-х годов).

Наибольший интерес представляют собою свойства свечей, горящих Благодатным огнем. Заметим, что большинство паломников держат в руках стандартную пачку иерусалимских парафиновых свечей, состоящую из 33 тонких белых свечек по числу лет Спасителя. Такие пачки в изобилии продаются в арабских лавках, православных магазинах в Иерусалиме и по всей Святой земле и легко доступны практически  для каждого по причине своей дешевизны (1$). При попытке зажигания такой свечи обычным пламенем, по данным автора , наблюдается следующие особенности – пламя свечи сразу начинает жечь, при этом выдержать боль от обжигающего пламени удается не более как около 0,5 сек. При такого рода попытках на пальцах руки неизменно остается сажа. Эти эффекты наблюдаются при попытках погружения пальцев, как в среднюю, так и в верхнюю часть горящего пламени. При такого рода попытках отсутствует какое-либо желание повторить подобное действие - боль достаточно большая. Аналогичные явления типичны как для горения пачки иерусалимских свечей (33 шт.), так и при горении пучка любых других свечей. Измерения температуры пламени горения иерусалимской пачки из 33 свечей показывают, что она составляет примерно 600гр. С  по длине всего пламени (измерения проведены под руководством проф.Хунджуа (физфак МГУ). Очевидно, что нахождение человеческого пальца в таком пламени, если оно составит 3-4 секунды, неизбежно приведет к ожоговым симптомам, являющимся следствием биохимических изменений в тканях тела, возникающих вследствие большой температуры. (Заметим, что каогуляция белков кожи (их необратимые биохимические изменения) наступает при температурах 56 гр. С. )

При горении свечей Благодатным огнем в Храме Воскресения Христова в Иерусалиме непосредственно после схождения огня наблюдалось следующее.

При зажигании двух пачек восковых свечей (по 50 штук) Благодатным огнем, автором наблюдалось то же, что и при контрольном зажигании пачки таких свечей  в Москве обычным огнем – появляющееся сразу сильное жжение и тут же появляющаяся копоть. У стоявшего рядом с автором мужчины обжигание наблюдалось также сразу при прикосновении к огню, горевшему от обычной иерусалимской пачки свечей, так же зажженной от Благодатного огня.

Приводим содержание рассказов нескольких людей, присутствовавших  во время схождения Благодатного огня в Храме или около Храма, полученных при личной беседе с автором.

 1.Пламя Благодатного огня обжигает, но значительно меньше обычного, что позволяет держать руку в пламени в течение нескольких секунд, при этом оставляет копоть на руке (2007г.).

2.Пламя Благодатного огня  при умывании лица им не жжет, но оставляет очень не много копоти(2007г.).

3.Пламя Благодатного огня при многочисленных коротковременных контактах с кожей лица копоти не оставляет – наблюдение автора за одной из паломниц (2007г.).

4. Одной из паломниц пламенем Благодатного огня было столь интенсивно омыто собственное лицо,  что израильская полиция ошибочно оценила  эту ситуацию как возгорание и едва не приступила к тушению (при этом ничего опасного не произошло) (2007г.).

5.Пламя Благодатного огня от иерусалимской пачки не жжет руку 3-4 секунды и копоти никакой не оставляет. (Подобные наблюдения – можно видеть в большом числе на кадрах трансляций НТВ прошлых лет (7), см. также серию кадров в (8)). При контрольном зажигании иерусалимской пачки свечей обычным огнем - тут же появляющееся явное жжение и «сажа» (наблюдение того же паломника в 2007г.).

5а. (Тот же свидетель) Омовение бороды Благодатным огнем от обычной горящей пачки иерусалимских свечей в течение около 4 сек. Никаких признаков возгорания волос нет, но в конце появился запах паленого (2007г.). (Согласно наблюдению автора, волосы бороды, при их контакте с пламенем  стандартной иерусалимскойазличные  РР

 пачки свечей, зажженной от обычного огня, вспыхивают мгновенно, что сопровождается характерным звуком, обугливанием волос и типичным запахом).

                  6.Пламя Благодатного огня горит холодным огнем, который постепено со временем теплеет и превращается в горячий – наблюдение прошлых лет.

7.Пламенем Благодатного огня были  умыты волосы женской прически – наблюдение прошлых лет, сделанное обладательницей этой прически.

                8.Согласно одному свидетельству, свеча, обожженная Благодатным огнем в Иерусалиме, в день следующей св. Пасхи (или через несколько лет?), зажженная обычным огнем, горела в Москве необжигающим пламенем.

9. Особые свойства Благодатного огня, согласно свидетельствам очевидцев, обычно быстро исчезают со временем. Однако не всегда.

Одной из трудниц Горненского монастыря наблюдалось необжигание пламенем зажженным от Благодатного огня уже вне  стен Храма Гроба Господня. Иер.Даниилом Сысоевым (настоятелем Храма св.Апостола Фомы в Москве) лично наблюдалось необжигающее пламя свечи, горевшей в Москве, зажженной от привезенного Благодатного огня (Пасха 2007г.). В этот же день Пасхи множество прихожан Храма св.Апостола Фомы в Москве видели , как свечи и лампады, зажженные Благодатным огнем, привезенным из Иерусалима, горели необыкновенным беловатым пламенем.

После раздачи огня, в Храме продолжает пребывать множество народа – часто очень плотно (давка) и каждый при этом держит в руке зажженные свечи – чаще всего классический факел из 33 свечей.  Вся эта ситуация при атеистическом подходе иначе как весьма пожароопасной оценена быть не может. Заметим, что  в Храме находится большое число израильских полицейских с маленькими огнетушителями наготове, но ни одного «пожарного» возгорания автор не наблюдал, и не слыхал о чем-либо подобном из уст присутствовавших в Храме.

 

Подытоживая все вышеприведенное, можно сделать о вывод о том, что характер чудесных явлений, связанных со схождением Благодатного огня, обладает значительным разнообразием. В этой ситуации представляется малоэффективным поиск каких либо  общих физических закономерностей, связанных с нею - тем более их анализ при помощи средств теоретической или экспериментальной физики. Результаты наблюдений и выкладки могут оказаться неадекватными ситуации буквально через 1 минуту. Повторяющимися при схождении Благодатного огня являются, по-видимому, только три компонента:  1). чудесный способ его получения – огонь чудесным образом появляется только по молитве православного патриарха; 2).чудесность свойств Благодатного огня, проявляющаяся весьма разнообразно; 3). при схождении или  до схождения Благодатного огня на Гробе Господнем обязательно наблюдаются какие-то световые явления чудесного свойства – отсюда древнее название: «Святой свет».

Представляется возможным предполагать, что эта «постоянная составляющая» чудесных событий, связанных со схождением Благодатного огня на Гробе Господнем, связана с тем, что Господь, желая привести к вере всех, кто чтит Его слово, изложенное в Библии, показывает воочию перед всем миром того, кто является истинным служителем истинного Бога (православного Патриарха), тем же самым способом, который Он употребил когда-то во время спора пророка Божия Илии с языческими жрецами (3 Цар.18,21-39)[3], и который должен быть убедительным для всякого, кто чтит слово Божие, представленное в Св.Писании  (см. подробнее   6 ).

Вариации проявления чудесных явлений, как и всегда при чудесах Божиих, связаны с духовными потребностями каждого отдельного человека (см. подробнее 9 ). И заранее здесь предугадать что-либо очень трудно. Простое рассуждение – «дается по вере» здесь не работает. 22 апреля 2006г. года во время телепередачи «Сегодня», вышедшей в эфир непосредственно после схождения Благодатного огня, комментатор телеканала НТВ Ольга  Белова,    присутствовавшая  при схождении Благодатного огня,  заявила о том, что она не имеет никакого отношения к религии, но свидетельствует, что Благодатный огонь не обжигает. Ирод из любопытства просивший Христа показать ему чудо – не получает ничего; Мария Египетская из любопытства пытающаяся переступить порог Храма Воскресения Христова сталкивается с чудом, перевернувшим всю ее жизнь. Господь никому не показывает шоу, Его чудеса - не более как средства воззвать человека к вере и покаянию. И даже те чудеса, что описаны в Евангелии, представлены в нем именно с этой целью. Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его (Иоан.20,30-31).

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.Шугаев М. Благодатный огонь – источник трансцендентен. – в сб. «Божественное откровение и современная наука», №2, М., 2005.

2. «Православие на Святой Земле». Фильм VIII. — Благодатный огонь (видеофильм). Совместное производство Русской духовной миссии в Иерусалиме Московского Патриархата и LIL VIDEO PRODUCTIONS.

3. Пасха на Святой Земле. Свящ. Павел Конотопов. Из дневника паломника.    «Россия в красках», http://www.ric.orthost.ru/

4.  Чудо схождения Благодатного огня (сайт) - http://www.holyfire.org/

5.  Лисовой Н.Н «Чудо Благодатного Огня в русской богословской и церковно-исторической литературе». В альманахе «Глас тихий. Божьи знамения нашего времени» \Материалы Комиссии по описанию чудесных знамений, происходящих в Русской Православной Церкви\, М.:, 2000.

6. Колчуринский Н., Шугаев М. Чудо благодатного огня, «Благодатный огонь», №10, М., 2003.

7. Трансляции Литании схождения Благодатного огня по телеканалу НТВ – 2003, 2004, 2005, 2006гг.

8. Михаил Шугаев и Николай Колчуринский. Мысли по поводу комментариев о.Андрея Кураева, прозвучав­ших во время трансляции схождения Благодатного Огня 22 апреля 2006 г. по телеканалу НТВ. http://www.slovotech.nm.ru/

9. Свт. Игнатий Брянчанинов. О чудесах и знамениях. Аскетическая проповедь. Сочинения, т. 4 - СПб., 1905.

10.Чудо Благодатного огня. Телефильм. Автор Николай Лисовой. 1 канал (ОРТ), 1999г.

 

 

 

 

 

 

 



[1] Аналогичные всполохи особенно хорошо видны на кадрах съемки схождения Благодатного огня, показанной по НТВ в 2004г. - всполохи имели характер узких полос , располагавшихся под различными углами к вертикали (7).

[2] Упомянем лишь описание схождения  Огня  иноком Парфением  "...Прошло несколько времени, не знаю - много или мало, ибо все вне себя от какого-то страха, только вдруг около Божия гроба воссиял свет; вскоре свет показался и из алтаря, в Царские врата, в отверстие. И текли яко две огненные реки - одна с запада, от Божия Гроба, а другая с востока от алтаря. ...О, странное и преславное видение! Весь Храм обратился в Огонь; больше в Хра­ме ничего не видно, кроме небесного света". ("Сказание о  странствии  и путешествии по России,  Молдавии, Турции и св.Земле", стр.118-119, М., 1855г. –цит. по кн. «Благодатный огонь над Гробом Господним», М., 1991 ).

[3] Пусть каждый из нас призо­вет имя своего Бога, и тот Бог, который даст ответ посредством огня - тот есть Бог истинный. – слова пророка Илии.


Все права защищены (с) "Слово отеческое", 2003-2005
Hosted by uCoz