Полемика с сектами, ересями и расколами.
 

 

Михаил Шугаев и Николай Колчуринский

Мысли по поводу комментариев о.Андрея Кураева, прозвучав­ших во время трансляции схождения Благодатного Огня 22 апреля 2006 г. по телеканалу НТВ.

 

  Раздел 1

 

Все мы православные христиане со трепетом и надеждой  наблюдали схождение Благодатного Огня в 2006 по Р.Х. году.  Слава тебе Господи, Огонь сошел.

Но надо сказать интеллектуальное лукавство современной цивилизации, все же оставило свой след в «прямой трансляции» этого удивительного Чуда Божия.

И московский комментарий дьякона А. Кураева был далек  (не только в прямом смысле) от  этого уникального события.

1. Начнем с мифа о «прямой трансляции» – в 15-53 дьякон говорит « что не уверен, что в течении 7 минут, оставшихся до конца эфира Огонь сойдет».

Согласно хронометражу РИА Новости: [http://www.rian.ru/society/religion/20060422/46788145.html]: Огонь сошел в 15-39, (для справки по версии  «прямой трансляции  НТВ» в 15-53).  Иными словами, Огонь сошел за 14 минут до «сомнений» дьякона в возможности его схождения.

Главный участник этого чуда – Патриарх Иерусалимский Феофил III по хронометражу РИА Новости ( в версии НТВ вообще не показан заход Патриарха в Кувуклию) зашел  в Кувуклию в 15-27 . Дьякон мельком упомянул об этом важнейшем событии литании Благодатного Огня в 15-51 или с той же задержкой в 14 минут.

Такую вот «прямую трансляцию» мы наблюдали.

2.  С первых минут трансляции у зрителей старательно создает и миф о «совместной молитве православных и армян» о схождении Благодатного Огня.

И действительно в тексте комментария нет упоминания о схождении Благодатного Огня  в 1579 году.  Когда  представители Армяно-Григорианской  церкви попытались получить самостоятельно Огонь на святом Гробе (молится Православному Патриарху Иерусалимскому предложили отдельно около закрытых дверей во Храм), Благодатный Огонь, Божиим промыслом, сошел на свечи православного Патриарха из колонны около закрытых дверей.  И сегодня паломники видят трещину в колонне, появившуюся  в результате  этого события. Колонна находится с левой стороны от главного входа в  Храм. Причем кадры с этой колонной присутствуют во врезках «прямой трансляции» 2006года. Армянское священство, не оставило попыток нарушить волю Божию, в последнее время используя «помощь» иудейских властителей Иерусалима:  

Иерусалим, 10 мая 2002 г.

По традиции, в полдень Великой Субботы, 4 мая Иерусалимский Патриарх Ириней вошел в Кувуклию Гроба Господня вместе с Армянским Патриархом. Как сообщает сайт Иерусалимского Патриархата «Holy Light», после молитвы Патриарха Иринея непосредственно на том месте, где лежало тело Спасителя, его свечи загорелись Благодатным Огнем. Когда Иерусалимский предстоятель перешел в придел Ангела, стоявший там Армянский Патриарх неожиданно попытался силой вырвать из его рук горящие свечи, чтобы выйти первым и раздать Огонь народу. В результате небольшой борьбы Патриарху Иринею все же удалось выйти самостоятельно и вручить Благодатный Огонь молящимся, как это происходило на протяжении многих веков. Возникшая из-за этого инцидента напряженность в толпе потребовала вмешательства полиции, которая выдворила Армянского Патриарха за пределы Храма Воскресения Христова. [Православие.Ru 

http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?sid=324&did=705]

Около двух недель тому назад армянский патриарх Иерусалима Торком Манугян обратился с иском в Высший суд справедливости с просьбой вмешаться во внутренний церковный порядок и обязать православного Патриарха Иринея I изменить порядок данной церемонии. Речь идет о том, что армянский патриарх хочет присутствовать во внутреннем помещении вместе с Патриархом Иринеем с тем, чтобы зажечь свою лампаду непосредственно от Священного Огня, а не от лампады греческого Патриарха

Высший суд справедливости Израиля отказался вмешиваться в спор, имеющий (по определению того же суда) "международное политическое значение". Министр без портфеля Натан Щаранский не смог добиться компромисса по вопросу о проведении церемонии схождения Благодатного Огня, которая должна состояться в Великую субботу, накануне православной Пасхи. Эта церемония — один из основных моментов литургического года в Иерусалимской церкви Гроба Господня. Юридически «Высший суд справедливости» отказался вмешаться в спор. [http://www.sedmica.orthodoxy.ru/200-29-04-05.php#4].
       Но фактически вмешался:
 «Недавно просмотрел арабскую кассету [студии Studio Sami] , о Схождении Огня в 2005 г. Оказывается, после появления Благодатного Огня в Кувуклии, но до выхода из нее Патриарха Иеренея израильские полицейские оттеснили от дверей Кувуклии православных и впустили в двери армянского священника. Но первым из дверей Кувуклии всеж вышел патриарх Иереней с горящими свечами. После него (на арабских съемках четко видно) из Кувуклии вышли еще 2 человека.»  [http://www.kuraev.ru/forum/view.php?subj=41458&order=&pg=1

Тема: #41458  Сообщение: #1343103]
       Такая вот «совместная молитва»  у православных и армян происходит в Кувуклии в Великую Субботу.  Признавая заслуги армянских христиан ( первыми на государственном уровне приняли христианство) перед Господом нашим Иисусом Христом, все же не следует и забывать об установленном Господом порядке  схождения Благодатного  Огня -  он сходит  только по молитве Иерусалимского Православного Патриарха на Гробе Господнем (см. подробнее Колчуринский Н,, Шугаев М., Чудо благодатного огня, «Благодатный огонь» № 10),

 

3. В 15-54 мы наблюдаем многочисленные всполохи Святого Света и соведущая А.Демидова эмоционально свидетельствует об этом. Безо всяких сомнений дьякон А.Кураев - выдает очередной миф – «это  фотовспышки».

Как очевидец сошествия Огня на Гробе Господнем, не могу согласиться с вольным или невольным распространением  такого мифа. 

До нас дошли письменные свидетельства очевидцев схождения Благодатного Огня, датируемые не позднее X века. Естественно фотовспышек у паломников в X-XVII веках не могло быть.  Но во многих старинных свидетельствах говорится об ангелах, молниях, возжигающих лампады у Гроба Господня :

Митрополит Кесарии Каппадокийской Арефа, в послании к эмиру Дамасскому (начало Х века) пишет: "Эмир Иерусалима стоит около Святого Гроба при запечатанном им же самим входе, а христиане стоят вне Храма Святого Воскресения и восклицают Господи помилуй. Тогда внезапно является молния и кандила возжигаются; от этого света берут все обитатели Иерусалима и зажигают Огонь." Пападопуло-Керамевс А. И. Предисловие. - Рассказ Никиты, клирика царского. Послание к императору Константину VII Порфирородному о святом огне, писанное в 947 г. СПб., 1894, с. I. (Православный Палестинский сборник. Т. 13. Вып. 2)., с. II.
      Константинопольский клирик Никита, 947 г. Из подробного повествования клирика Никиты следует, что в 947 году некий эмир (из эмиров Багдада) хотел запретить совершение богослужения Великой Субботы в церкви Воскресения, так как ежегодное возжжение благодатного Огня способствовало не только сохранению, но и распространению христианской веры в период мусульманского господства. Иерусалимский архиепископ Христодул был приведен в Преторию, где багдадский эмир сообщил ему: "Не позволено тебе, архиепископ, сегодня совершать праздник. ... Ведь ты, делая это пресловутое чудо волшебным художеством, наполнил всю Сирию верою христианскою и, испровергая наши нравы, едва не обратил (эту землю) в Романию (византийскую территорию)". Во время проходивших в Претории переговоров эмира и иерусалимского архиепископа чудесно зажглись две лампады на одном почитаемом месте около церкви Воскресения ("где, говорят, было омыто честное Тело Господа и Бога нашего по снятии со Креста"). Получив известие об этом событии, все участники переговоров, православные и мусульмане, сразу же отправились из Претории к церкви Воскресения. Придя ко Гробу Господню, архиепископ Христодул и "поганые агаряне" заперли Божественный Гроб, после чего архиерей начал моление. В это время эмир находился наверху (в катехуменах) и, держа в руках сверкающий ятаган, наблюдал за происходящим в Храме. Наконец, около 6 часов дня архиепископ увидел "Божественное светоявление". Пентковский М. Историко-литургический анализ повествования игумена Даниила "О свете Небесном, како сходит ко Гробу Господню. - Богословские труды. Вып. 35. К 150-летию Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1847-1997). М., 1999, с. 150. Пападопуло-Керамевс А. И. Рассказ Никиты, клирика царского. Послание к императору Константину VII Порфирородному о Святом огне, писанное в 947 году. // Православный Палестинский Сборник. Том III, вып. 2, СПб., 1894. С. 18-23.
      «И тогда внезапно воссиял Свет Святой в Гробе Святом, вышло блистание страшное и светлое из Гроба Господня Святого. И подойдя, епископ с четырьмя дьяконами открыл двери Гроба и взял свечу у князя того, у Балдвина, и с нею вошел в Гроб и первым делом зажег свечу князя от того Святого Света.»  "Ты еси Бог Творяй чудеса. О схождении Благодатного Огня" - извлечение из книги "Хождение игумена Даниила", XII век.
    Даже противники христиан – мусульмане описывают  чудесное схождение Благодатного Огня:

В книге известного арабского юриста Ахмеда ибн аль-Касса (умер в 936 году) "Признаки киблы" говорится следующее: "В день Великой Субботы люди выходят из места гроба к скале, вокруг которой хоры; (с них) они смотрят на место гроба, все молятся и преклоняются пред Богом всевышним со времени ранней молитвы до захода солнца. Присутствует эмир и имам мечети. Правитель запирает дверь к гробу и садится у нее. Они все так остаются, пока не увидят свет, похожий на белый огонь, выходящий из внутренностей гроба. Правитель открывает тогда дверь гроба и входит туда. В руках его свеча, которую он зажигает от этого Огня, а затем выносит. ... Он отдает ее имаму, тот несет эту свечу и зажигает лампады мечети. ... Донесение об этом пишут правителю, сообщая, что Огонь спустился в такое время такого-то дня. Когда он сошел во время утренней молитвы, это служит у них приметой, что год не будет плодороден, но и не засушлив; если же сошел во время полдня, это указывает на год неурожайный" Крачковский И. Ю. "Благодатный огонь" по рассказу ал-Бируни и других мусульманских писателей Х-ХIII веков // Христианский Восток. СПб., 1915, Т. 111. Вып. 3. С. 231-232.
       Абу эль'Аббас Ахмад, как современные ему полемисты десятого века, подробно излагает, как мусульманский губернатор Иерусалима закрывает двери Гроба (Господня) перед появлением Огня и, когда его белые всполохи становятся видны внутри гробницы, он открывает дверь, ведущую в Гробницу и затем от Огня зажигают лампады. Пер. составителя сайта по: Zsolt (EDT) Hunyadi, Jozsef (EDT) Laszlovszky, The Crusades and the Military Orders: Expanding the Frontiers of Medieval Latin Christianity - History - 2002 - 606 p. P. 90.
   
Арабский историк Масуди (ум. 957), совершивший путешествие в Палестину, упоминает о Благодатном Огне в двух своих трудах (926 г.): "Пятого числа тишрана первого праздник церкви Воскресения в Иерусалиме. В этот праздник собираются христиане со всей земли, у них сходит Огонь с неба и зажигаются от него свечи. Собирается также много мусульман посмотреть на этот праздник. С этим огнем связана тонкая хитрость и великая тайна". ""И построила Елена в Aelia церковь, известную теперь под именем Воскресенья. В ней появляется Огонь в день великой субботы, на утро после которой бывает Пасха". Крачковский И. Ю. "Благодатный огонь" по рассказу ал-Бируни и других мусульманских писателей Х-ХШ вв. // Христианский Восток. Т.3. Вып.3. Пг., 1915. с. 223-224

4. Одно из тонких интеллектуальных лукавств современной цивилизации заключается в попытке подмены чуда схождения Благодатного Огня – неким «многовековым ритуалом». В последние несколько лет создается очередной миф об отсутствии всполохов Святого Света в Кувуклии и Храме во время схождения Огня. Основной тезис мифа – «мы видим только фотовспышки».

Но тождества между фотовспышками и всполохами Святого Света не сушествует.  

Дело в том, что и 1000 лет назад и сегодня в Храме можно наблюдать уникальное явление – голубоватые всполохи Святого Света типа «молний, зарниц». Причем свет блистает, а грома нет. И отличить всполохи Святого Света  от фотовспышек не сложно. Вспышка имеет длительность порядка 0,04 сек. Всполохи не менее 0,1 сек. Кроме того пространственная структура  молний и всполохов Святого Света отличается от  не обладающих такой структурой «точечных источников – фотовспышек». Всполохи, молнии Святого Света  описывали очевидцы схождения Огня, до нас дошли их свидетельства с X века. Какие могли быть фотовспышки в X веке?…..

Да и единичные явления Святого Света можно наблюдать у Гроба Господня 
не только в Великую Субботу. Например:
«В 1799 году (когда Наполеон воевал с мусульманами в Палестине) иерусалимские христиане по распоряжению доброго мусселима (губернатора) безвыходно жили в Святогробском Храме. В один день — не в Великую Субботу! — на мраморной крышке Гроба Господня появился свет синевато-зеленый и блистал долго, часа три. Все христиане и франкопатеры (католическое духовенство) видели его и прославили Бога. Это внезапное явление горящего фосфора в темном, сыром Храме утешило их и утвердило веру в Благодатный Огонь». Не исключено, что подобное — не пасхальное — явление света имел в виду арабский историк Масуди (ум. 957), датируя схождение Святого Огня «пятым числом месяца тишрина» (первого октября). Долго жившие в Иерусалиме монахини русского Горненского монастыря рассказывают, что таинственные Светоявления в Храме совершаются порой в самое неожиданное время.[ http://www.baltwillinfo.com/mp4-05/mp-12p.htm]
      В фильме Русской Духовной миссии в Иерусалиме (1995г) демонстрируются такие явления.

Но многочисленны явления Святого света только в Великую Субботу. Божиим промыслом обычно всполохи Святого Света и возжигают Огонь Благодатный и в Кувуклии на свечах Иерусалимского Патриарха, и в лампадах, находящихся в Храме и на свечах благочестивых христиан: 

"В Святую Субботу, которая есть канун Пасхи, служба начинается рано и по совершении службы поется Господи помилуй до тех пор, пока, с пришествием Ангела, возжигается свет в лампадах, висящих над Гробом". Римо-католический монах Бернард, около 865 г. А. И. Пападопуло-Керамевс. Предисловие. - Рассказ Никиты, клирика царского. Послание к императору Константину VII Порфирородному о святом огне, писанное в 947 г. СПб., 1894, с. I. (Православный Палестинский сборник. Т. 13. Вып. 2)..

“..И снидет от Гроба Господня Огнь на патриаршеские руки и на свещи, и абие в патриаршеских руках вожгошася свещи. Тогда же и кандила христианские сами вожгошася, иже над Гробом Господнем <...> Прочих же вер ни едино кандило не зажжется. И потом все прочие веры взимают огни от христианских кандил." Трифон Корабейников, 1583 г. Послание московских купцов с Москвы и хожение их во Царьград и во Антиохию и святой град Иерусалим и в Синайскую гору и в Египет к патриархам с милостыней. - Записки русских путешественников XVI-XVII вв. М„ 1988, с. 40-41.

“Все ярче и сильнее вспышки Небесного Света. Теперь Благодатный Огонь стал летать уже по всему Храму. Рассыпался ярко-голубыми бисеринками над Кувуклией вокруг иконы "Воскресения Господня", и вослед вспыхнула одна из лампад. Врывался в храмовые часовни, на Голгофу (зажег на ней также одну из лампад), сверкал над Камнем Миропомазания (здесь также зажглась лампадка).”Архимандрит Иларион - настоятель Спасо-Преображенской Церкви села Бронница и духовник Новгородской Епархии. Душеполезный рассказ о паломничестве во Святой Град Иерусалим и прочие святые места земли обетованной настоятеля Спасо-Преображенской Церкви села Бронница и духовника Новгородской Епархии Архимандрита Илариона.
     “Оборачиваюсь, пытаясь все запечатлеть в своей памяти. Вверху на балконах стоят люди, у них свечи уже горят, непонятно, как он туда попал, оказывается у паломницы молния от купола Кувуклии при свидетелях зажгла свечи, лампады на Гробе Господнем зажглись сами. “Протоиерей Александр Новопашин, 1997 г.

"У людей в руках свечи начинают сами по себе возгораться, в Храме вспыхивают лампады (у меня фитили свечей обуглились и пошёл дымок. Эти свечи сохранены мною до сего дня и могут послужить доказательством). Всё пылает, такое ощущение, что Храм вспыхнет, хотя этого никогда не может произойти." Борис Тимурович Бабилуа, студент III (в 2002 г.) курса РХГИ (СПб.) // БОГ. ЧЕЛОВЕК. МИР. Материалы ежегодной научной конференции. Раздел "Религиоведение, философия, богословие". Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2000 г.

Именно из-за уникального схождения Огонь и обладает уникальным свойством не обжигать в первые минуты. Об омывании благочестивых паломников Огнем( в том числе и волос женщин и бород мужчин), существует множество свидетельств:

 "Да и я многогрешный раб от митрополита из рук возжегше в одном месте 20 свеч и браду свою теми всеми свещами жег, и ни единаго власа ни скорчило, ни припалило; и погасиша все свещи и потом возжегше у иных людей, те свещи затеплил, тако же и в третий те свещи затепли и я, и то ничем жене тронуша, единаго власа не опалило, ни скорчило, а я окаянный, не веря, что небесный Огнь и послание Божие, и тако трижды возжегше свещи свои и гасиша, и перед митрополитом и пред всеми греками о том прощахся, что похулил [37] Божию силу и Огнь небесный назвах, что греки соделывают чародейством, а не Божие создание; и митрпоолит меня в том во всех простих и благослових". Василий Яковлевич Гагара. Житие и хождение в Иерусалим и Египет казанца Василия Яковлевича Гагары (1634-1637 гг.). - Православный Палестинский сборник, вып. 33. СПб., 1891. Стр. 11, 33-37.

“..Но Огнь сей, в течение времени, как только можно прочесть не спеша четыредесять крат "Господи, помилуй!", не жжет, и от сего-то Огня уготованные кандила и свещи возжигаются. Но впрочем, присовокупил он, как и откуду явление сие бывает, сказать не могу." Иеромонах Мелетий, 1793-1794 гг. Ф. М. Авдуловский. Снятый огонь, исходящий от Гроба Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, с. X., XII. С. 46-47.

“В Храм набежали с гор бедуины с бритыми головами, женщины с нанизанными на голове и на носу деньгами и прикрытые белыми чадрами.... Арабы опаляют себе бороды, арабки подносят Огонь к обнаженной шее. В этой тесноте Огонь пронизывает толпы; но не было примера, чтобы в подобном случае произошел пожар." Варвара Брюн де Сент-Иполит, 1859 г. Архимандрит Наум. Благодатный Огонь над Гробом Господним. М., "Пересвет", 1991 г.

"Живо я очутился на площадке у Храма, где меня обступили многие из наших паломников. Все они, в слезах полного умиления, радости и счастия, указывали мне, что Благодатный Огонь не жжет. Многие из них и при мне обводили шею, руки и обнаженную грудь этим Огнем, и он действительно не жег, он начинает жечь только тогда, когда пучок разгорится ярким пламенем. По примеру и указаниям моих знакомых паломников, все это я лично испытал. Обводя этим благодатным Огнем и шею и руки, я не чувствовал никакой боли." Ростовцев Константин, член Императорского православного палестинского общества (1896 г.). Искра Божия // "Православная жизнь", № 4, 1962 г.

"Этот Огонь, в течении 10-15 минут, совершенно не обжигает. Я лично водила им (всем пучком зажженым) по больным местам моего тела и не чувствовала его совершенно. А Елеонский монах, отец Савва, (как он выразился) умывался, водил по всему своему лицу, обросшему бородой и усами — и ни один волос не загорелся, не вспыхнул. Мария Павловна Хрещатицкая (паломница из США, 1958 г.) Составитель Протоиерей Серафим Слободской. Законъ Божiй для семьи и школы. Издание четвертое. Типография Иова Почаевского (Джорданвилль) 1987 г.

"Я накрываю рукой большой факел - Огонь теплый, приятный, живой, он нисколько не жжет; это не земной, не обычный огонь - это Огонь Небесный! Я начинаю им умываться: подношу к подбородку, щекам, ко лбу - огонь не жжет." Николай Кокухин, Москва, газета "Воскресняя школа". Николай Кокухин. "Воскресняя школа", приложение к газете "Первое сентября", 1999, №13.

"Здесь следует заметить, что многие из паломников, которых воскресший Христос удостоил счастия не в первый раз присутствовать при этом священном обряде, еще дорогою рассказывали нам, что и свечи, связанные в пучок, зажигаются чудесно, "сами". Так, например, несут поднятые над головами народа возжженные пучки свечей; вы хотите зажечь от них свои свечи, то есть, свой пучок свечей, и вот, стоит только вам направить вашу руку со свечами в сторону горящего пучка в чужой руке, то, хотя бы Ваши свечи и не приблизились до горящих свечей вершков на 5 или даже на пол-аршина, они моментально зажигаются. Я не помню, как зажглись мои свечи, но лично наблюдал у других столь чудесное явление." Ростовцев Константин, член Императорского православного палестинского общества (1896 г.). Искра Божия // "Православная жизнь", № 4, 1962 г.

 

В книге о.Вячеслава Синельникова «Воскресение Христово видевше » Изд. Сретенского м-ря 2002г. на стр.81-83 приводятся следующие описания очевидцев:

 «..Огонь появляется искрами и моментально разливается по всему гробу; он имеет бледно-синюю и желтоватую окраску…первое время Огонь не жжет…многие обводят этим Огнем кругом головы, шеи, обнаженной груди и от него не загораются ни волосы, ни одежда, а тело не чувствует никакой боли» (1896г)

«Я был в море Огня, который не опалял и не жег, несмотря на то,что кругом меня люди совали его себе в рот, Огнем крестили лицо, волосы, руки» (1905г)

« Сверкает Огонь над Кувуклией, вокруг Кувуклии – молнии зигзагами, то там сверкнет, то на самом Кувуклии. Вдруг засвистали все, смотрю, прямо на образ Воскресшего голубой пар сошел. И выходит Патриарх ...» (1982г)  

«..С Голгофы появился голубоватый облак, прошел через весь Храм и повис над Кувуклией, посветлело, как зарница. Несколько раз сверкнула быстро-быстро молния. Потом вспыхнула лампадка на Гробе перед Патриархом и те, которые стояли у окошка ,увидели и закричали» (1983г)

« В этот раз ждали больше обычного, и народ уже забеспокоился, а когда по стенам Кувуклии то здесь, то там засверкали молниевидные вспышки, то поднялся крик… Наш батюшка стоял близко и говорил, что впечатление такое, будто сами камни колются и из них высекаются искры – сильное свечение….В этом году произошла удивительная странность: в алтаре Воскресенского Храма, который находится метрах в 20 от Кувуклии, сами загорелись свечи…В то время, как Патриарх вышел из Кувуклии , в алтаре появился Огонь» (1986г).

«В тот день, когда мы были у гроба Господня, Патриарх молился около часа…Я увидел голубой всполох в Кувуклии, в окошечке Кувуклии, а затем ярко-ярко она осветилась. Голубое пламя сначала чуть-чуть, а потом разгораясь вспыхнуло в Кувуклии, и святейший Патриарх стал передавать зажженные свечи молящимся " (1996г)

 

 Невещественный свет, по свидетельству Апостолов и святых отцов, осветил Гроб Господень уже при самом Воскресение Христа Спасителя. У свт. Григория Нисского читаем: « Петр верил, видел же не только чувственными очами, но и высоким Апостольским умом – исполнен убо был Гроб света, так что, хотя и ночь была, однако, двема образы видел внутренняя – чувственно и душевно»

Св.Иоанн Дамаскин пишет : « Петр предста ко Гробу и свет зря во Гробе, ужасашеся..»  

Побеждать Божиим промыслом «мудрость века сего», учили нас и Апостолы Христовы и святые отцы православия. Господь наш Иисус Христос на протяжении почти 2000 лет со дня своего Воскресения повелевает Благодатному Огню сойти на свечи Иерусалимских Патриархов на месте, где и произошло Его Воскресение.

Противники Божии бессильны воспрепятствовать непосредственно схождению Огня. Для них возможно только искушать мысленно, путем или посредством  интеллектуального лукавства, Божественность в  происхождении  Огня.

Последуем же побеждающему интеллектуальное лукавство всех времен  учению Св.Апостолов и отринем очередное интеллектуальное лукавство XXI века пытающееся подменить Божественную природу Благодатного Огня.   

В заключении приведем  традиционное (без интеллектуального лукавства XXI века) описание  схождения Благодатного Огня c www.holyfire.org:

“Перед схождением Храм начинают озарять яркие вспышками Благодатного Света, тут и там проскакивают маленькие молнии. При замедленной съемке хорошо видно, что они исходят из разных мест Храма - от иконы, висящей над Кувуклией, от купола Храма, от окон и из других мест, и заливают все вокруг ярким светом. Кроме того, то тут, то там, между колоннами и стенами Храма мелькают вполне видимые молнии, которые часто проходят без всякого вреда через стоящих людей.

Мгновение спустя весь Храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию Храма и растекаются по площади среди паломников. Одновременно с этим у стоящих в Храме и на площади загораются свечи, лампады находящиеся по бокам Кувуклии загораются сами…”

 

 

                                                                                  Михаил Шугаев

 

Раздел 2.

Виртуози, виртуози...(М.Булгаков).

И где полюс был - там стали тропики,

А где Нью-Йорк - Нахичивань (А.Галич).

При работе каждого миссионера важно знать то, как тебя воспринимает публика, в научной психологии есть термин - де­центрация - т.е. способность понимать то, как то, что ты говоришь, воспринимается с другой точки зрения.

Посмотрим на материалы репортажа НТВ с комментариями о.А.Кураева о схождении Благодатного Огня 2006 года с трех то­чек зрения: православного верующего, представителя армянской апостольской Церкви ( в этом году шла трансляция и на Армению) и воинствующего или даже не очень воинствующего атеиста (при том малограмотного в вопросах, связанных с религией, по отношению к которым адресуются миссионерские  проповеди  о.Андрея  и коими  и  являются  подавляющее большинство граждан,  смотрящих НТВ).

Прежде всего скажем "спаси Господи" этой телекомпании и фонду Св.Апостола Андрея Первозванного, уже не первый год даю­щих нам возможность в прямом (или может быть и не совсем пря­мом эфире - см. раздел 1) хоть как-то увидеть всем российским телезрителям что-то из тех событий, которые происходят в Храме Воскресения Христова в Иерусалиме и сопровождают чудо схожде­ния Благодатного Огня на гробе Господнем. И надо правду ска­зать - в 2003 и 2004 годах комментарии и съемки были вполне приемлемыми с точки зрения и Православия да и с точки зрения того, что там реально происходит, но в 2005 диакон Андрей Ку­раев, комментировавший вместе с Сергеем Баталовым схождение Огня, заявил о том, что "Бог - джентельмен" и поэтому ничего объективно чудесного в явлениях, связанных со сходом Благодатно­го Огня нет и быть не может... Заметим по ходу, что если про­должать пользовать алгоритмом о.Андрея , то получается следую­щее. Из джентельменства Божия (это новое свойство божественно­го естества, введенное в наше православно-догматическое бо­гословие о.Андреем), вытекает, что ничего объективно чудесного в воскрешении Лазаря Христом нет и быть не могло, ничего объ­ективно чудесного в том, что Фома вставил пальцы в ребра воск­ресшего Христа нет и быть не могло, впрочем также как и в са­мом факте воскресения Христова ничего объективно чудесного не было и быть не могло,  поскольку Бог - джентельмен и  поэтому всем оставляет свободу признавать свои чудеса или не призна­вать, а что Апостолы об этом говорили определенно и даже на смерть шли за это свидетельство - ну это не по объективным причи­нам, а по субъективным. Итак, ничего объективно о воскресении Христа они не могли и пикнуть. А что говорили об этом опреде­ленно, когда тут ничего определенного нет и быть ничего такого не может... далее умолчим. На чью мельницу льется вода - дога­даться не трудно.

Мельница мелит. И комментарии 2006 года о.Андрея, как го­ворится, все рекорды бьют. Попробуем проследить по видеозаписи цепочку событий, показанных по НТВ и их комментарии о.Анд­реем, относящиеся к чудесным явлениям, наблюдаемым при схожде­нии Огня.  Заметим,  что в этом году о.Андрей выступал в  паре также как и в прошлом с представителем мира изящных искусств - актрисой Аллой Демидовой.  Факт сам по себе ничего не означаю­щий, но у телезрителя, смотрящего часто ТВ - создающий опреде­ленную  диспозицию  -  "это  что-то  из  области   сценических искусств". В самом деле - если не так - то почему не пригласи­ли специалиста-физика,  хотя бы из комиссии по изучению  чудес Православия, к примеру...

В отличие от комментария 2005 года о.Андрей с самого начала комментария называет вещи своими именами - схождение Благодат­ного Огня называется чудом и никаких идей о двойной интерпре­тации явлений, связанных с Благодатным Огнем (как это было в 2005г.) в течение всего репортажа из уст о.Анрея не звучит. И более того о.Андрей в самом начале репортажа сообщает о том, что после того как Огонь будет перевезен во Внуково в Москве - "здесь уже православные прихожане могут омыть свои лица этим Благодатным Огнем". Это первая конкретная информация, касающа­яся свойств Благодатного Огня, которая сообщается о.Андреем во время репортажа 2006г., и она является грубой ложью, поскольку никаких омовений Благодатным Огнем, привезенным из Иерусалима, здесь в Москве уже совершить нельзя, в силу того, что свойства Огня не обжигать тело теряются спустя считанные минуты после возжигания свечей. И попытки омовения таким привезенным Огнем могут кончиться весьма неприятно...

Для не очень критически относящегося к чудесным явлениям и не очень осведомленного православного такая информация - вполне приемлема, для армянина - также (см. выше сведения в разделе 1), для атеиста - желающего проверить правду слов о.Андрея - она еще один аргумент в пользу того, что все сведе­ния о чуде Благодатного Огня - "все это брехня", поскольку ни­чего подобного ТВ никогда не показывало, хотя это сделать было бы тривиально просто и никаких камер в Иерусалиме устанавли­вать было бы не надо, а все проще - во Внуково - однако же та­ких съемок нет как нет. Не говоря уже о том, что всякий атеист смог бы и сам при желании убедиться на практике в том, что о.Андреем сказана явная ложь - в том же Внуково.

Итак - все довольны.

Далее в трансляции следуют длинное рассуждение про власть армян над ключами Храма ...

На замечание Демидовой о том , что только Православный патриарх может получать Огонь - ответ о.Андрея весьма уклончи­вый: "в православной и армянской традиции ценится схождение Благодатного Огня". Острый момент с эксклюзивной способностью Православного патриарха (см. выше раздел 1) к получению Огня обойден.  Естественно - армяне не задеты, православные тоже не могут ничего явно плохого сказать, ну а атеистам-то, как про­исходят разные религиозные церемонии - им все равно.

Итак - все довольны.

Далее следуют весьма подробный рассказ о Храме гроба Господня, литании схождения Огня и пр. Рассказ сам по себе весьма интересный, но чисто исторического характера.

Итак - все довольны.

После схождения Огня А.Демидова задает вопрос о том, действительно ли Огонь около 10 минут не обжигает. Ответ профессора МДА Кураева (так представил себя о.Андрей в телеэфире в 2005 г.) - "Сейчас посмотрим... (далее неразборчи­во)". И если учесть тот факт, что далее при съемке 2006 года не было показано ни одного кадра, однозначно указывающего на это свойство Благодатного Огня, то скептик-атеист - естественно скажет: "Ну вот, так оно и должно было быть, "посмотрели"!". Это мнение еще более утвердится у такого человека после го­лословных утверждений о.Андрея о том, что Огонь "прохлаждаю­щий, а не пожигающий" (и это вообще все, что говорится им о свойствах Огня). "А где кадры, или хотя бы убедительные свиде­тельства ?" - спросит скептик. "Нетути, а на нет и суда нет". Православный верующий, глядя на картину множества огня в Храме и сопереживая эмоциональной атмосфере схождения Огня, на этот прокол скорее всего внимание не обратит, также как наверное и армянин.

Итак - все довольны. Заметим, что кадров, на которых зафиксированы свойства Благодатного Огня – не жечь и не обжигать человеческое тело предостаточно. «Сейчас посмотрим»:


Скачать все фотографии: 720x576, JPEG/ZIP, 4 968 Кб.
[ «Сошествие благодатного огня», Православное телевизионное агенство, 1999].

Артистка Демидова обращает наше внимание еще на одно чу­десное явление при схождении Огня - это видимые на экране всполохи света. (Заметим в скобках, что разговор о конкретных чудесных явлениях, наблюдаемых при схождении Огня, начинает всякий раз она, а не профессор МДА и известный на всю Россию миссионер). И в ответ слышит красноречивое от о.Андрея: "Это фотовспышки". Профессору МДА, да и вообще выпускнику фи­лософского факультета, знакомого с современной физикой, надо бы поостеречься делать такие заявления, не имея на то никаких объективных данных. Являлись ли те всполохи фотовспышками или нет - это достоверно может показать только специальный анализ (см. разд. 1 и М.Шугаев "Благодатный огонь - источник трансцендентен" -в альм. "Божественное откровение и современная нау­ка", вып.2, М., 2005).

И здесь заметим, опять все довольны - атеисты, поскольку профессорским авторитетом подтверждается их гипотеза о том, что никаких чудесных явлений нет. Православных и армян, веря­щих в чудо, врят ли сильно покоробит такое заявление о всполо­хах, ведь на самом деле сложно иногда визуально (тем более, глядя на экран ТВ) отличить всполохи Благодатного света от фо­товспышек, которые тоже безусловно имеют место во время схож­дения Огня. Впрочем - иногда элементарно просто (см выше раз­дел 1 и репортаж НТВ 2004г.).

То, что световые всполохи были засвидетельствованы еще в те времена, когда ни о каких фотовспышках не было ни слуху, ни духу  -  ясно  показано в предыдущем разделе.  Добавим лишь описание схождения  Огня  русским  путешественником  Парфением ("Сказание о  странствии  и путешествии по России,  Молдавии, Турции и св.Земле", стр.118-119, М., 1855г.). "...Прошло несколько времени, не знаю - много или мало, ибо все вне себя от какого-то страха, только вдруг около Божия гроба воссиял свет; вскоре свет показался и из алтаря, в Царские врата, в отверстие. И текли яко две огненные реки - одна с запада, от Божия Гроба, а другая с востока от алтаря. ...О, странное и преславное видение! Весь Храм обратился в Огонь; больше в Хра­ме ничего не видно, кроме небесного света".

Впрочем, следует отметить, что, судя по некоторым описани­ям, при схождении Огня иногда вообще никаких световых явлений не наблюдалось. К таковым описаниям принадлежит в частности известное описание Варвары Брюн де Сент-Ипполит (1860г.) (см. Н.Каверин. Веруют и трепещут - "Благодатный огонь", №10). В некоторые годы по-видимому так и было. Заметим, что что-то по­добное мы, вероятно, видим и в настоящее время - так на видео­записи трансляции НТВ (еще раз спасибо им) схождения Огня 2004 года всполохов света видно очень мало по сравнению с записью трансляции 2003г. По мнению М.Шугаева, схождение Огня может происходить несколькими способами - в частности и без всполо­хов (см. "Благодатный огонь - источник трансцендентен" -в альм. "Божественное откровение и современная наука", вып.2, М., 2005). И тем не менее необходимо констатировать, что представ­ления о всполохах света, как часто наблюдаемом явлении при схождении Огня, четко зафиксировалось в древнем Православном Предании - в греческой традиции само явление схождения Огня именуется "Святой свет" ("Агиос-фотос") (см. "Нива", 1892, №.4, с.192).

И снова задает артистка вопрос о чудесах, наблюдаемых при сходе Огня - спрашивает о самовозгорании свечей у присутствую­щих в Храме гроба Господня и получает ответ от о.Андрея: "Рассказы такие несомненно есть..." Как ловко! Атеисты - обра­тят внимание на то, что эти рассказы не вызывают доверия о.Ан­дрея, поскольку на следующий вопрос артистки о том, верит ли он в них - он отвечает уклончиво - про свою веру в Бога вооб­ще... Православные и армяне также не найдут здесь ничего явно предосудительного против их веры. Эти самовозгорания - явление относительно редкое. Заметим однако, что человек, дающий ответ на вопрос с позиции знатока события (а именно в такой позиции представляет нам себя о.Андрей) конечно же должен ознакомиться не просто с какими-то рассказами, а с многочисленными свиде­тельствами и жителей св.Земли и россиян, посещавших св.Землю. (см. выше раздел 1, а также видеофильм "Православие на Святой Земле", Фильм VIII. - "Благодатный огонь". Совместное произ­водство Русской духовной миссии в Иерусалиме Московского Пат­риархата и LIL VIDEO PRODUCTION).

Далее опять назойливая артистка все наровит ("вот настыр­ная!") про чудеса вопросы задавать нашему профессору. И спра­шивает про световые явления в виде шаров и прочего, наблюдае­мые при схождении Огня, о чем видимо слыхала - и здесь слышит явную ложь, мол все это такое бывает только на самой поверх­ности Гроба. Ее-то мы никогда не видим во время репортажей. Поскольку она  - в Кувуклии, ее-то никто во время схождения Огня никто-то и не снимает... И здесь снова довольны атеисты, поскольку этими словами о.Андрея полностью дискредитируются все свидетельства о подобных явлениях (заметим, кстати в том числе и м.Георгии - игуменьи Горненского Иерусалимского мо­настыря (РПЦ) (Видеофильм "Православие на Святой Земле", Фильм VIII. - "Благодатный огонь". Совместное производство Русской духовной миссии в Иерусалиме Московского Патриархата и LIL VIDEO PRODUCTION])) и все видеосъемки таковых явлений, представленные на сайте www.holyfire.org.

Но и не очень сведущие православные с армянами то же ни­чего тут не скажут плохого, поскольку шаровые световые явления - явление редкое, при репортажах НТВ ни разу не заснятое и от­вет о.Андрея можно воспринять как проявление должной осторож­ности. Однако при устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово по Писанию (2Кор.13,1) и здесь осторожность - грех против заповеди Божией.

Попробуем промоделировать общее впечатление.

Итог с точки зрения православного - нормальный репортаж, ну на счет фотовспышек надо бы поаккуратнее...

Итог с точки зрения армян - мы все единая Церковь и армяне с православными вместе получают чудесный Огонь...

Итог с точки зрения атеиста. 1.Ни одного чудесного явления нам не показано. 2.Ни одного достоверного свидетельства (кроме каких-то слухов со слов артистки) нам не представлено. 3.Отве­ты проф. МДА уклончивы или не содержат никакой определенной на­дежной информации о чудесных явлениях. 4.В словах профессора МДА содержится явная ложь, которую легко проверить (попытав­шись "омыть" свое лицо иерусалимским огоньком в Москве). Итак, на лицо то, что и требовалось доказать : "Кроме мордобитиев - никаких чудес" (А они кстати были показаны операторами НТВ достаточно подробно, так что даже о.Андрею не было возможности списать безобразную сцену на счет южного темперамента и он прямо сказал: "драка").

Заметим впрочем, что одно явно чудесное явление все-таки было заснято. Это факт того, что пламя Благодатного Огня не оставляет в отличие обычного пламени копоти на коже. Это явле­ние в репортаже 2004 года (НТВ) можно было кстати наблюдать гораздо более подробно, оно прекрасно видно и на приводимых нами кадрах (см. ссылку на приводимые нами кадры выше). Но и на этот факт профессор МДА внима­ние не обратил. Ну что ж - видно "так было надо".

Как же охарактеризовать такие репортажи с такими коммен­тариями - которые одновременно угодны всем? Многорукость... Нужно быть виртуозом своего дела, чтобы осуществлять такие ре­портажи, которыми будут довольны все, в том числе и придерживающиеся диаметрально противоположных взглядов, и тут надо от­дать дань автору.

И еще - контрмиссионерская пропаганда,  поскольку дискредитацией чудесных явлений, наблюдаемых при схождении Благодатно­го Огня, словами профессора МДА, подрывается авторитет Пра­вославной Церкви, рушится работа многих православных миссионе­ров, представляющих чудо схождения Благодатного Огня в качест­ве одного из важных аргументов в спорах с материалистами (раз­ной степени воинствования) и в первую очередь среди молодежи, а их- то у нас в стране по-прежнему большинство, а вовсе не сторонников Рериха и практикующих оккультистов...

В субботней вечерней сводке новостей, показанной по НТВ этим же вечером 22 апреля 2006г., комментатор этого телеканала Ольга  Белова,  заявив  о  своей  непричастности к религии, засвидетельствовала перед всем миром, о том, что она сама мог­ла убедиться (на своей собственной коже) в том, что Благодат­ный Огонь действительно в первые мгновения после схождения не жжет и не обжигает. Вот до каких времен мы дожили - профессора МДА ведут контрмиссионерские репортажи, а атеисты свидетельст­вуют о чудесах Православия...

Николай Колчуринский.

 

Материал публикуется по благословению прот.Георгия Морохина (Владимиро-Суздальская епархия).

 


Все права защищены (с) "Слово отеческое", 2003-2005
Hosted by uCoz